Невнятная отсрочка неизбежного принятия решения о выравнивании пошлин на импортируемые автомобили для физических и юридических лиц может, как и год назад, иметь самые тяжелые последствия для российской экономики. Правительство приняло половинчатое решение. С одной стороны, было продлено действие решения о повышении пошлин на иномарки старше 7 лет. Однако затягивание выполнения прямого распоряжения президента со стороны чиновников среднего звена привело к тому, что в стране пока сохраняются льготные режимы для импорта иномарок. Это консервирует нынешнюю ситуацию спада в автомобилестроении на неопределенный срок. Тем самым ставится под вопрос выполнение поставленной Владимиром Путиным задачи об удвоении ВВП к 2010 году.
Концепция развития автопрома была принята после продолжавшегося почти год обсуждения, которое по большому счету сводилось к тому, хватит ли у правительства решимости принять непопулярное в столице, где автопарк почти наполовину состоит из иномарок, решение.
В итоге в апреле 2002 года она была принята правительством, а в июле подписана Михаилом Касьяновым. Еще два месяца прошло до того момента, как были сделаны первые шаги по ее реализации - с октября 2002 года пошлины на импорт иномарок в возрасте старше 7 лет увеличились с 25% до 35%.
Надо сказать, что до середины 2002 года дела в российском автопроме шли неплохо. В 2001 году объем производства перевалил за 1 млн. штук. Но в прошлом году наступила стагнация: все автозаводы страны выпустили только 981 тыс. автомобилей. По общему мнению аналитиков и самих производителей, медвежью услугу им оказало правительство, которое слишком долго тянуло с решением о введении пошлин на подержанные иномарки старше 7 лет.
По оценке аналитиков, за время, потраченное правительством неясно на что - почти год прошел от разработки концепции до начала ее реализации, - в страну было завезено "впрок" не менее 500 тыс. подержанных иномарок, импорт "старья" вырос в три раза. "Предложение старых иномарок на рынке превысило спрос, что привело к снижению цен на подержанные автомобили. Новые российские машины стали менее привлекательными для потенциальных покупателей", - отмечает аналитик компании "Тройка-Диалог" Андрей Кормилицын.
Результатом нерешительности правительства стало снижение ВНП в декабре 2002 года на 0,8%. Автомобилестроение, важнейшая часть машиностроения и обрабатывающей промышленности в целом, потянуло за собой вниз всю российскую экономику. Вместо того чтобы защитить российских производителей, решение о подъеме пошлин привело к спаду как в отрасли, так и в экономике в целом.
По данным консалтинговой компании "АСМ-холдинг", в I квартале 2003 г. объем производства легковых автомобилей снизился на 14%, а продаж - почти на 6%. По оценке Объединенной финансовой группы (ОФГ), в 2003 году объем производства отечественных легковых машин снизится в сравнении с 2002 годом на 7% (до 912 тыс. автомобилей). Худший показатель был только в 1998 году - 840 тыс. машин.
Следующим логичным шагом в рамках реализации уже принятой и утвержденной концепции должно было стать уравнивание таможенного режима при импорте иномарок для физических и юридических лиц. Однако это решение, согласованное всеми ведомствами, застряло в правительстве.
Стоит отметить, что объем импорта подержанных иномарок физическими лицами весьма значителен - они ввозят в Россию не менее 80% подержанных иномарок. При этом они платят примерно на четверть меньше, чем юридические лица-импортеры.
Между прочим, поручение подготовить решение о выравнивании пошлин было дано чиновникам Владимиром Путиным еще в сентябре 2001 года. Были назначены и ответственные - Касьянов, Клебанов, Греф и Ванин.
Председатель ГТК Михаил Ванин в назначенный президентом срок подготовил предложения о выравнивании пошлин. Минэкономразвития, несмотря на болезнь министра Германа Грефа, согласовало эти предложения со всеми ведомствами, и вице-премьер Алексей Кудрин подписал 19 апреля решение комиссии по защитным мерам, рекомендующее правительству принять решение об унификации пошлин.
Ведомство Ильи Клебанова - Минпромнауки будет настаивать на выравнивании прав юридических и физических лиц по импорту в Россию подержанных иномарок. "Министерство поддерживает развитие автопрома в России в целом независимо от того, отечественные это или зарубежные собственники и инвестиции, - заявил заместитель министра промышленности, науки и технологий Валерий Голощапов, комментируя временную отсрочку с принятием соответствующего постановления федерального правительства. - В автопроме сейчас занято до 10% трудоспособного населения и промышленного потенциала России. Если мы не поможем этому комплексу подняться, то сразу возникнут проблемы с занятостью по всему комплексу сопутствующих производств".
Однако постановление до сих пор не подписано. По сути, чиновники среднего звена, как и год назад, затягивают принятие решения: тогда - о повышении пошлин, сегодня - об их унификации, подставляя своих непосредственных начальников.
Между тем в Послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил новую задачу - увеличить ВНП в два раза к 2010 году. По расчетам аналитиков, выравнивание пошлин на ввоз "старья" для физических и юридических лиц приведет к росту занятости в промышленности на 12% с соответствующим ростом промышленного производства и увеличением поступлений в бюджеты всех уровней.
Затягивание с решением вопроса о выравнивании пошлин приведет лишь к фиксации нынешней ситуации, в которой отечественное автомобилестроение обречено на продолжительный спад. А между прочим, машиностроение - это 18% российского ВНП, автомобилестроение - 10% ВВП.
"Я положительно отношусь к активной пошлинной политике, - говорит заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Совета Федерации Анатолий Аксаков. - Если мы хотим притока инвестиций в Россию, хотим организовать производство современной продукции, то мы должны закрыть возможности для импорта, но создать при этом условия для производства той же продукции в России. Я считаю, что BMW, ГАЗ, АвтоВАЗ и другие производители должны находиться в равных условиях".
За выравнивание пошлин выступают и иностранные производители, открывшие свои производства на территории страны. "России не надо бояться протекционистских пошлин для местной автомобильной промышленности, - говорит глава "Ford" в России Хенрик Нензен. - Так поступали и Китай, и Бразилия".
Действительно, такую политику проводят практически все страны мира, нигде, кроме России, нет льготных режимов для импорта подержанных иномарок. Китай, где автомобильная промышленность в последние годы развивается самыми стремительными темпами в мире, установил ввозные пошлины (с акцизом) в размере 60%. Польша, несмотря на стремление вступить в Евросоюз, несколько лет удерживала высокие пошлины, пока местные предприятия и новые производители не начали стабильно работать. Кстати говоря, и ЕС ничего не имеет против пошлин на импорт иномарок в размере более 25% - соответствующая директива # Д2488 была выпущена 3 марта 2003 года.
Любопытно, что в то время как в стране еще наблюдаются некоторые сомнения в необходимости последовательной реализации комплекса мер по поддержке отечественного автопрома, российская концепция развития отрасли принята за образец в других странах.
"Сумма налогов на импортные легковушки в России составляет 50-70% от таможенной стоимости машины, в Польше - 68,5%, в Турции - 65%, - пишет влиятельный украинский еженедельник "Зеркало недели". - Таким образом, если в стране довольно большой объем рынка новых легковушек, производителю выгоднее наладить производство машин на территории этой страны, а не импортировать. Именно поэтому в России, Польше, Китае и Турции автоконцерны открывают собственные (или в кооперации с местными компаниями) сборочные заводы. Поскольку для сборки автомобиля нужны комплектующие, в этих странах со временем открываются предприятия-смежники. В целом развитие автопрома приносит стране десятки и сотни миллионов инвестиций, тысячи рабочих мест и большие объемы налогов, осевших в стране. Аналитики подсчитали, что создание одного рабочего места на автомобилестроительном заводе влечет за собой создание еще 5-7 рабочих мест в смежных отраслях. Потребители также не оказываются в проигрыше - они получают более дешевые, чем при импорте, современные автомобили мирового качества".