Вчера в Мосгорсуде возобновились закрытые слушания по делу Заурбека Талхигова, который обвиняется в пособничестве террористам, захватившим заложников в Театральном центре на Дубровке. На процессе выступил главный свидетель по делу, голландский предприниматель российского происхождения Олег Жиров. По словам свидетеля, Талхигов не пособничал террористам, а помогал ему спасти жену Наталью и 14-летнего сына Диму, оказавшихся в тот злополучный день в Театральном центре в числе заложников.
По словам Олега Жирова, он познакомился с Талхиговым утром 24 октября рядом со зданием Театрального центра абсолютно случайно. Между ними завязалась беседа, в ходе которой выяснилось, что Талхигов чеченец и знает Бараева. Тогда Жиров попросил его помочь освободить свою жену и ребенка. Талхигов несколько раз говорил по мобильному телефону Олега Жирова с боевиками, которым свой мобильный давала Наталья. Причем, по словам Жирова, все это происходило с ведома спецслужб. Как он утверждает, по просьбе оперативного штаба ФСБ Талхигов выполнял роль посредника в переговорах с террористами. Талхигов разговаривал с бараевцами на чеченском языке. В одной из бесед среди чеченской речи стали проскальзывать слова: "ОМОН", "снайпер", "БТР" и т.п. Через полчаса после этого разговора Талхигова задержали и обвинили в том, что он передавал террористам сведения о передвижениях бойцов спецназа.
Записи этих разговоров вчера были представлены суду. Адвокат Игорь Трунов, на другом процессе защищающий интересы потерпевших, в том числе и Олега Жирова, рассказал корреспонденту "НГ": "Сегодня был ключевой день процесса. Нам дали послушать перевод разговора Талхигова с Бараевым. В этом разговоре ничего нет про жену Жирова. Речь идет о том, где техника, где снайперы, о том, что Талхигов связывался по интернету с какими-то братьями в Баку. Он рассказывал о том, что какие-то интервью с террористами не вышли в СМИ, что он предпринимает усилия, чтобы освещение теракта было более активным. И только в конце одна фраза: "А вот тут еще голландцы, как с ними быть?" На что Бараев ему отвечает: "Да, ладно, это потом". После того как я послушал эту пленку, у меня возникло слишком много вопросов".
Говоря о недавних заявлениях Олега Жирова о том, что Талхигов не сотрудничал с террористами, а помогал ему, Игорь Трунов заметил: "Естественно, Жиров в тот момент цеплялся за любую возможность вытащить из здания свою семью. Поймите его состояние - жена с ребенком гибнут. И поэтому оценку Жировым действий Талхигова никак нельзя назвать объективной".
Напомним, что Заурбек Талхигов - единственный обвиняемый по делу "Норд-Оста". Дело в отношении захватчиков Театрального центра прекращено в связи с их смертью, а несколько человек, задержанные после штурма, оказались не причастными к теракту. Суду предстоит прежде всего выяснить, какую в действительности роль играл Талхигов в истории с "Норд-Остом". Но это, как видно, будет сделать труднее всего.