Тимофей Сасыков и после ареста остается одним из самых влиятельных людей в Калмыкии.
Фото Александра Саверкина ('Коммерсантъ')
Вчера медийное сообщество столкнулось с, возможно, одним из самых чудовищных образцов грязной PR-технологии. На кон была поставлена ни много ни мало информация о самоубийстве бывшего главы МВД Калмыкии генерал-майора милиции Тимофея Сасыкова. События развивались шокирующе.
Из утренних сообщений российских электронных СМИ следовало, что в Ростове-на-Дону Тимофей Сасыков, отстраненный от занимаемой должности указом президента России 26 мая с.г., повесился в следственном изоляторе местного УФСБ. Сообщение не поддавалось проверке: до самого вечера невозможно было получить внятный ответ от правоохранительных органов, что же произошло. Ясно было только одно: если человек такого уровня и политического веса, как Сасыков, действительно покончил собой в застенке, это шок для всего российского политического истеблишмента.
На недоуменные вопросы "НГ" заместитель генерального прокурора по ЮФО Сергей Фридинский ответил так: "Я не буду комментировать то, чего нет". Наверное, чиновник такого уровня не стал бы никого вводить в заблуждение по столь серьезному поводу. Скажи он неправду - будут серьезные неприятности по службе. Ближе к вечеру ситуацию прояснил помощник Фридинского Владимир Рузяк, заявивший корреспонденту "НГ": "Сасыков содержится в СИЗО, самочувствие его нормальное. С ним проводятся следственные действия, но обвинение пока не предъявлено".
Вместе с тем не покидало стойкое ощущение, что что-то нехорошее действительно случилось. Ведь еще утром бросилось в глаза, что сообщение о трагедии в ростовском СИЗО пришло практически одновременно с информацией об отказе суда в изменении меры пресечения генералу, о чем ходатайствовали его адвокаты. Первое, что приходило на ум: у Сасыкова сдали нервы, он понял, что его судьба уже решена, и сам себе подписал приговор. Но те, кто близко знал генерала, отказывались в это верить. Их мнение едино: экс-глава МВД Калмыкии - человек невероятно твердый, волевой и целеустремленный, он не способен поддаться минутной слабости. И если его нет в живых, значит, ему "помогли" уйти навсегда.
Заметим, что первым информацию о самоубийстве генерала выдало агентство Regnum. Сообщение имело как бы полувопросительную форму и имело ссылку на некие неназванные источники в Элисте. Как и бывает в таких случаях, шокирующая информация пошла гулять по другим информагентствам. А прошло некоторое время, и тот же Regnum как бы опроверг собственную информацию, сообщив, что Управление Генпрокуратуры по ЮФО "не подтвердило информацию об угрозе жизни бывшего министра". Стало ясно: все это - признаки грязной целенаправленной PR-технологии. Видимо, заинтересованные силы решили таким образом избавить генерала от уголовной ответственности.
В деле Сасыкова, по Сергею Фридинскому, речь идет о незаконном распределении жилья, построенном на бюджетные деньги для сотрудников милиции. В частности, следствие установило факты незаконной раздачи жилья тем сотрудникам МВД Калмыкии, которые уже имели квартиры. Кроме того, одна квартира была предоставлена лицу, не работавшему в МВД, но по льготам данного ведомства. На фоне случаев, когда обвиненные в более тяжких злоупотреблениях чиновники оставались на свободе, решение прокуратуры взять Сасыкова под стражу выглядит по меньшей мере неадекватно. По мнению адвоката экс-министра Светланы Падалка, арест и задержание ее подзащитного были абсолютно необоснованными.
Ранее Фридинский заявлял, что Генпрокуратура была вынуждена пойти на заключение под стражу Тимофея Сасыкова, поскольку тот оказывал активное противодействие расследованию. По словам заместителя генпрокурора, по делу проходят более ста свидетелей, а, находясь на свободе, бывший глава республиканского МВД может повлиять на их показания и в очередной раз уйти от правосудия. Что означает "в очередной раз", не совсем понятно. Насколько известно, это первое уголовное расследование, начатое в отношении Сасыкова, однако конфликты с руководством МВД у бывшего министра уже возникали. Глава МВД России Борис Грызлов несколько раз посылал в Калмыкию приказы о снятии Сасыкова с должности и назначении на этот пост Вячеслава Матвеева - бывшего главы ГУВД Тюменской области. Эти события совпали с выборами президента Калмыкии и были связаны с тем, что подчиненные Сасыкова "слишком активно" участвовали в предвыборной кампании. Из избирательных штабов в прокуратуру постоянно поступали жалобы на сотрудников местной милиции, устраивающих обыски и изъятия документов, а также агитационных материалов. Дружеские отношения Сасыкова и Илюмжинова известны далеко за пределами Калмыкии, и никто не удивился, когда затея со смещением министра провалилась - преемника просто не пустили в кабинет.
Однако не исключено, что в будущем уголовное дело против бывшего министра МВД Калмыкии может дополниться еще несколькими эпизодами. Ранее в ходе проведения милицейских проверок ему, в частности, инкриминировались нецелевое расходование бюджетных средств, незаконные отказы в возбуждении уголовных дел, а также покровительство калмыцким браконьерам и нелегальным нефтедобытчикам.