Весь вчерашний день оставался открытым вопрос о том, кто ответит за чрезвычайную ситуацию в городе Чулым (130 км западнее Новосибирска), которая только по счастливой случайности не вышла из-под контроля и не привела к большой трагедии. Вечером 1 июня на окраине города произошла утечка из железнодорожной цистерны меланжа - высокотоксичного вещества, используемого в качестве окислителя для ракетного топлива. Тревогу забили только спустя восемь часов...
Железнодорожный состав, в котором находилось три цистерны, пришел на станцию Чулым 31 мая. Как рассказал корреспонденту "НГ" замглавы городской администрации Александр Соколов, "цистерны сопровождали пятеро военных с оружием". Около семи часов вечера железнодорожники почувствовали неприятный запах и вскоре обнаружили, что из одной цистерны по сварному шву сочится вещество красно-бурого цвета. Пока информацию передавали по инстанциям, вокруг опасного места выставили милицейские наряды. "Около полуночи у нас ввели в действие оперативный план "Вулкан" (по тревоге поднимаются все сотрудники милиции. - "НГ"), - заявили корреспонденту "НГ" в горотделе внутренних дел. - Будем стоять, пока все не закончится".
Руководство города узнало о случившемся глубокой ночью. "Мне сообщили об утечке в 3 часа", - сказал Александр Соколов. Опасную цистерну в спешном порядке решили убрать из города. Правда, как оказалось, всего на один километр. "Нам сказали, что вытекает меланж, в состав которого входит азотная кислота. А ее пары якобы могут распространяться только на 800 метров. Так что мы даже подстраховались", - говорят в администрации.
В это время легкий ветерок неумолимо гнал ядовитое облако в сторону города. Ранним утром, когда по городу уже поползли тревожные слухи, а люди почувствовали неприятный запах, в Чулым на вертолете прилетел губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Говорят, что он осмелился подойти к опасной цистерне ближе чем на 50 метров, после чего люди из его окружения заявили, что "эвакуации не будет". Стоит заметить, что к этому времени местные власти не только вывезли из города 85 малышей из двух детских садов, но и оповестили чулымцев по громкой связи о возможной опасности, призвав горожан оставаться в своих домах, закрыть все окна и двери и не выходить на улицу.
Если верить словам сотрудников администрации 13-тысячного Чулыма, то ни один из жителей города за медицинской помощью не обращался. В то же время главврач Центральной районной больницы Ирина Сидорова вчера утром говорила о нескольких пострадавших, которые жаловались на першение в горле. Это неудивительно, ведь, по самым скромным оценкам специалистов, из цистерны вытекло около тонны ядовитого вещества.
Ликвидацией последствий утечки занялись пожарные и областные спасатели. "Приехали и военные, вроде бы ракетчики, - говорит Александр Соколов. - Вечером собираются перекачать то, что еще в цистерне осталось, в другую емкость. А пока заливают пораженные места водой и пеной".
Несмотря на то что в охране цистерны видели военных с оружием, а к протечке проявили явный интерес ракетчики, представители Вооруженных сил открещиваются от причастности к инциденту. Однако прокурор военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Александр Миков утверждает: "Это не наша цистерна". Заместитель руководителя пресс-службы РВСН Вадим Коваль также заявил корреспонденту "НГ": "Треснувшая цистерна не имеет к нашему ведомству никакого отношения. Все наши наряды, сопровождающие опасные грузы, находятся в подразделениях, никто никуда не выезжал". Кроме того, ракетчики утверждают, что "сейчас меланж не имеет широкого распространения в войсках - его применяют только для запуска мишеней". По данным военных, цистерна принадлежит коммерческой организации, но, какой именно, неизвестно.
Расследованием ЧП занялась прокуратура Чулыма. По данным "НГ", уголовное дело вчера еще не было возбуждено - прокуроры выясняют, кому принадлежит разгерметизировавшаяся цистерна. К настоящему времени известно лишь, что пунктом назначения цистерн с меланжем была станция Белово Иркутской области, а вышел груз из Подмосковья. В свою очередь, городские власти намерены потребовать компенсации (сумма ущерба еще не установлена) у железной дороги. "Если что, мы и до суда дойдем", - говорят в горадминистрации.