В Санкт-Петербурге бесследно исчез один из самых влиятельных антикваров России, хозяин ювелирного антикварного салона "19 век" Аркадий Тульчин. Он пропал во время майских праздников. Позже была обнаружена машина Тульчина, однако ни его самого, ни его водителя до сих пор найти не удалось.
История с исчезновением одного из крупнейших игроков на рынке антиквариата весьма таинственна. Сотрудники антикварного салона "19 век" наотрез отказываются говорить об исчезновении Тульчина. Московские антиквары теряются в догадках о причинах произошедшего: с начала 90-х годов это первое ЧП, связанное с антикваром такого масштаба, как Аркадий Тульчин.
За всю новейшую историю антикварного бизнеса в России не убили ни одного влиятельного ценителя старины, и это несмотря на то, что этот бизнес приносит серьезные прибыли. Как говорил в одном из интервью сам Аркадий Тульчин: "За двадцать лет русская живопись выросла в цене в десять раз, потянув за собой все остальное. Многое из доставшегося за гроши теперь продается за хорошие деньги".
Поиски Тульчина продолжаются уже почти месяц, но никаких известий о нем нет. А петербургская милиция, видимо, в полном составе привлечена к обеспечению безопасности VIP-гостей торжеств по случаю 300-летия города на Неве и, похоже, отложила поиски антиквара на неопределенный срок. В ГУВД Санкт-Петербурга корреспонденту "НГ" не смогли сообщить не только о результатах следствия, но даже о том, возбуждено ли по факту исчезновения уголовное дело и поступало ли вообще в милицию заявление о пропаже Тульчина.
Реакция директора антикварного салона "19 век" в Петербурге Людмилы Фроловой на вопрос корреспондента "НГ" о том, что же произошло с главой их компании, также оказалась весьма странной. Женщина изменившимся голосом сначала поинтересовалась, как эта информация попала к журналистам (о пропаже Тульчина действительно не было никаких сообщений, хотя эту фигуру эксперты "НГ" называют знаковой в антикварном бизнесе Северной столицы), а затем заявила: "Поймите меня правильно, я вообще не буду говорить на эту тему".
Ювелирные украшения, выставленные в салоне Тульчина, в большинстве своем уникальны. В его фондах хранятся вещи работы русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков. На витринах сверкают украшения фирмы Фаберже, Кехле, Болина: "екатерининские" подвески и серьги времен Петра I, бриллиантовые колье и броши "французские цветы", золотые браслеты и перстни с бриллиантами, редкими камнями и великолепными камеями, мужские запонки и заколки с эмалью, подарочные медальоны, усыпанные драгоценными камнями, изящные табакерки, пасхальные яйца. В салоне Тульчина пополняют экспозиции многие музеи страны. Недавно в "19 веке" один из российских музеев приобрел фрейлинский шифр времен Екатерины Великой.
Среди клиентов Тульчина были весьма известные люди, звезды шоу-бизнеса и политики. Но поскольку главным условием антикварного бизнеса является сохранение тайны покупки, узнать "звездные" имена невозможно. Когда приезжает крупный покупатель, магазин закрывается, и сделка происходит в приватной обстановке. Но как утверждают эксперты "НГ", среди клиентов Тульчина должны быть и влиятельные госчиновники, со многими из которых у ценителя древностей наверняка были хорошие отношения.
По словам экспертов "НГ", у каждого уважаемого антиквара есть серьезные покровители из числа влиятельных политиков и чиновников, в том числе и из силовых министерств и ведомств. Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что до сих пор в России не было совершено ни одного громкого преступления, связанного с переделом сфер влияния в антикварном бизнесе. Да и сам этот рынок можно назвать элитарным: он жестко контролируется и закрыт для случайных людей. И неудивительно, что таинственное исчезновение Аркадия Тульчина вызвало в антикварных кругах недоумение и тревогу. Впрочем, "раритетный" бизнес серьезно развит только в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. И до недавнего времени москвичи не выходили на питерский рынок, а питерцы - на московский. Первым этот неписаный закон нарушил Аркадий Тульчин: не так давно он открыл антикварный салон "19 век" в Москве.
В истории нашей страны уже был один антиквар, который исчез также бесследно. Гарабед (Гарик) Крикор Басманджан, известный на Западе антиквар и меценат, бесследно исчез в Москве в 1989 году. Басманджан эмигрировал из Армении во Францию в 70-х годах, открыл в Париже собственную галерею и уже через десять лет стал миллионером. Его партнеры по антикварному бизнесу - известные адвокаты, ряд известных западных собирателей старины, в том числе с королевскими корнями. Он знал почти всех крупных коллекционеров из СССР, но, как говорят, не гнушался общением с людьми с богатым криминальным прошлым. А в СМИ не раз появлялись предположения о связи Басманджана с некоторыми сотрудниками 10-го отдела 2-го Главного управления КГБ СССР (который, среди прочего, занимался и борьбой с контрабандой антиквариата). В один из приездов в Москву Гарик Басманджан уехал на встречу из гостиницы "Москва" и с тех пор его никто не видел. Как полагает следствие, он был убит на встрече с деловыми партнерами в одном из музеев, расположенных на Петровке, неподалеку от здания ГУВД Москвы, а тело Гарика Басманджана сожгли в котельной этого музея.