Вчера Мосгорсуд приговорил к 14 годам лишения свободы Михаила Смурова, единственного подсудимого по делу о взрыве на Котляковском кладбище. Суд признал Смурова виновным в совершении умышленного убийства с особой жестокостью по предварительному сговору группой. А днем раньше военная коллегия Верховного суда РФ отправила на новое рассмотрение в Московский окружной военный суд дело об убийстве Дмитрия Холодова. В обоих случаях сначала были вынесены оправдательные приговоры. И на обоих процессах, проходивших в Московском окружном военном суде, председательствовал самый, пожалуй, известный военный судья - полковник, а после "котляковского" суда генерал-майор юстиции Владимир Сердюков.
Сам будучи ветераном Афганистана, Владимир Сердюков прославился тем, что в январе 2000 года полностью оправдал "афганцев" Валерия Радчикова, Андрея Анохина и Михаила Смурова, обвиненных Генпрокуратурой в теракте на Котляковском кладбище 10 ноября 1994 года, когда погибли 14 человек, а десятки получили ранения. Председательствующий на процессе доказал несостоятельность обвинительного заключения. Тогда военная коллегия ВС оставила оправдательный приговор без изменения. Но действовавший в то время УПК позволял опротестовать его в президиуме ВС, и в результате дело вернулось в первую инстанцию. Повторный процесс шел уже в Московском городском суде, так как к тому времени полковник Радчиков погиб в автокатастрофе. Анохин ударился в бега, и на скамье подсудимых оказался лишь Смуров.
Пока обжаловался "афганский" приговор, начался процесс по делу об убийстве Дмитрия Холодова. Авторитет судьи Сердюкова был настолько высок, что его назначение председательствующим на "холодовском" суде было воспринято как само собой разумеющееся. Судья вновь полностью оправдывает подсудимых - военнослужащих Павла Поповских, Владимира Морозова, Александра Сороку, Константина Мирзаянца, "гражданских" Александра Капунцова и Константина Барковского. Но оправдание подсудимых уже не вызвало того в целом положительного резонанса, что наблюдался, когда освобожденного безногого Радчикова на руках выносили из "Матросской Тишины". Как-то сам собой образовался и повис в воздухе вопрос: "Что, теперь военная Фемида всегда будет так благосклонна к "своим"?" Не исключено, что это возникшее в обществе подозрение уловили и в военной коллегии ВС, которая уже не стала дублировать вердикт Сердюкова.
Чем закончится новый "холодовский" процесс, ни подсудимые, ни их адвокаты предположить не решаются. Они еще как следует не пришли в себя после вторничного решения ВС. Вот что ответила корреспонденту "НГ" адвокат Елена Томашевская на вопрос, будет ли она и дальше защищать Павла Поповских: "Я это делаю уже пять лет. Наша позиция, что наши клиенты невиновны и что никто не ищет реальных убийц Холодова, осталась неизменной. Смею вас уверить, это еще и гражданская позиция". Сам Поповских, с которым во время оглашения решения ВС случился сердечный приступ, общаться с журналистами не в состоянии. Отказываются от контактов и его товарищи по скамье подсудимых.