Ставропольский край вновь начинает терроризировать крымская геморрагическая лихорадка. Первой ее жертвой стала 15-летняя девочка из поселка Лысогорский, спасти которую врачам не удалось. В медицинские учреждения уже обратились более 500 человек, покусанные степным клещом, который является главным переносчиком и распространителем вируса этой тяжелой болезни. У 11 пациентов обнаружены признаки лихорадки.
"Для нас это не гром среди ясного неба, - заявила корреспонденту "НГ" заместитель министра здравоохранения края Татьяна Коробова. - Это длится у нас уже седьмой год подряд. Мы это явление ждали". По ее словам, противоэпидемические службы, лечебные учреждения края готовы к любому повороту событий, но, к счастью, пока ничто не предвещает критического развития ситуации.
Крымская геморрагическая лихорадка носит природно-очаговый характер и как бы привязана к южным регионам. Здесь ею болели всегда, лишь масштабы распространения были разные. Всем памятна трагедия в станице Обливской (Ростовская область), где в 1999 году болезнь дала массовую вспышку, в результате которой погибли 6 человек. Чтобы вернуть ситуацию в контролируемое русло, властям пришлось потратить около 6 млн. руб.
Почему опаснейшее заболевание активизировалось в последние годы? Ведь были времена, когда о ней фактически не слышали. "Советская власть приписывала это себе в заслугу, хотя клещу все равно, кто страной правит, - сказал корреспонденту "НГ" главный инфекционист Минздрава, член-корреспондент РАМН, профессор России Виктор Малеев. - Но профилактика тогда была поставлена лучше". В последнее десятилетие на нее почти не выделяли средств, что тут же "оживило" почти забытую болезнь. Сказываются и другие трудности. Например, если раньше антиклещевая обработка крупного и мелкого скота в колхозах была делом строго обязательным, то сегодня заставить частника это делать крайне сложно.
По рассказу Татьяны Коробовой, в крае полным ходом идут антиклещевые обработки пастбищ, лесополос, скота. В этих мероприятиях задействованы не только санэпидслужбы, но и сельхозпредприятия, ветеринарные заведения, охотники (они ведут отстрел некоторых птиц, являющихся переносчиками клеща). Пик активности клеща приходится на июль, поэтому самое тревожное для медиков время еще впереди. О карантинных запретах, ограничениях в передвижении граждан пока речи не идет.
Можно ли полностью победить эту опасную болезнь? "Природу победить нельзя, - считает Виктор Малеев. - А вот контролировать ситуацию вполне в наших силах". Отмечая огромную роль профилактических мероприятий в предупреждении эпидемий, ученый тем не менее признает, что причины активизации болезни еще не в полной мере изучены и это требует повышенной бдительности.