Вчера в Ставропольском краевом суде начались предварительные слушания беспрецедентного уголовного дела о катастрофе пассажирского самолета Ан-24 "Ставропольских авиалиний", произошедшей 18 марта 1997 года в Карачаево-Черкесии. Впервые за всю историю российской авиации на скамье подсудимых оказались шесть работников аэропорта Ставрополя, в большинстве своем технический персонал авиакомпании - механики, техники, инженеры, которые отвечали за техническую готовность самолета к выполнению рейса. Следствие вменяет им в вину преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного лайнера, повлекшее гибель людей).
Во время выполнения коммерческого рейса из Ставрополя (Россия) в Трабзон (Турция) Ан-24 в буквальном смысле слова развалился в воздухе. На высоте около 6 тысяч метров у самолета отвалилась хвостовая часть, и он рухнул на землю неподалеку от города Черкесска. Все 50 человек, находившиеся на его борту, погибли. Следствие по этому делу длилось почти шесть лет. Прокурорскими работниками отрабатывались самые различные версии случившегося: перегруз самолета, износ лайнера, непрофессионализм пилотов, теракт. Но точку в этом деле поставили результаты исследований и экспертиз, проведенные Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).
Как установили эксперты МАК, до того как этот Ан-24 купили "Ставропольские авиалинии", он длительное время работал в одной из африканских стран, и его основные силовые конструкции в условиях тропического климата насквозь проржавели. Но несмотря на катастрофическое состояние самолета, технический персонал аэропорта вместо того, чтобы тщательно продиагностировать машину и направить ее в ремонт, продлил ресурс Ан-24 и выпустил его в полет. Как утверждает заместитель председателя МАК Рудольф Теймуразов: "Мы установили целый ряд отклонений в выполнении работ по осмотру машины и по продлению ее ресурса. Эти отклонения мы, конечно, не назвали уголовным преступлением, но они во многом послужили причиной разрушения самолета".
По мнению Рудольфа Теймуразова, суд над персоналом ставропольского аэропорта был вполне предсказуем: "Это редчайший случай. Я не припомню, чтобы самолеты в таком состоянии когда-либо поднимались в воздух. После этой катастрофы был разработан и внедрен комплекс мер, направленный на выявление коррозии еще на начальных стадиях. Так что эта катастрофа и последовавший за ней суд, безусловно, станут серьезным уроком для авиакомпаний".