Завтра исполнится год с того дня (а точнее, ночи), когда в Южно-Сахалинске неизвестные забросали бутылками с зажигательной смесью квартиру генерала-пограничника Виталия Гамова. От жутких ожогов он скончался в японской клинике, а его жене Ларисе, тоже сильно обожженной, суждено было выжить. Правоохранительным органам не хватило года, чтобы выполнить громкие обещания поймать и наказать преступников. Вчера появились сообщения о том, что Генпрокуратура удовлетворила ходатайство сахалинских прокуроров о продлении срока предварительного расследования еще на три месяца - до 21 августа. Однако, судя по всему, и в августе следствие вряд ли сможет отрапортовать о раскрытии этого громкого дела.
Столь пессимистический прогноз логически вытекает из той перепалки, которая произошла между министром внутренних дел Борисом Грызловым и заместителем генпрокурора РФ по Дальневосточному федеральному округу Константином Чайкой. Напомним читателям, что 22 апреля глава МВД России, совершая вояж по Дальнему Востоку, заявил, что одним из заказчиков убийства Виталия Гамова являлся Василий Наумов по кличке Якут, убитый в южнокорейском порту Пусан. Борис Грызлов, дабы ни у кого не возникало сомнений, что преступление вот-вот будет раскрыто, добавил, что известны уже пять человек, причастных к злодеянию, - четверо уже дают показания, а пятый пока не пойман. Попутно, пока расследовали дело Гамова, по словам министра, выявили 260 крупных экономических преступлений. Всем нам дали понять, что расследование идет даже, как раньше сказали бы, с перевыполнением плана.
А уже 5 мая заместитель генпрокурора по ДВФО Константин Чайка на пресс-конференции легонько подправил главного милицейского начальника, совмещающего министерскую должность с постом лидера "Единой России". "Прямых доказательств его (Якута. - "НГ") причастности к делу не добыто", - уточнил Чайка, тут же добавив, что ни одна из версий, в том числе и "якутская", следствием не отбрасывается.
Если верить высокопоставленному прокурорскому работнику, получается, что все сказанное министром Грызловым, мягко выражаясь, туфта. Заказчик убийства в полном тумане, когда он рассеется и рассеется ли вообще, неизвестно. Конечно, пропустить мимо ушей такой подвох главный милицейский начальник не мог. 7 мая Борис Грызлов через ИТАР-ТАСС заявил, что в МВД России располагают информацией, подтверждающей причастность к убийству генерала-пограничника Виталия Гамова главаря сахалинской преступной группировки Владимира Наумова. И, видимо, специально для прокуроров добавил: "У нас есть все необходимые сведения, подтверждающие эту версию". Дескать, плохо работаете, господа прокуроры, если таких доказательств не добыли!
Получается, существует два дела Гамова - прокурорское и милицейское, хотя официально расследование ведет Сахалинская прокуратура. Два ведомства, обязанные рука об руку устанавливать истину, по сути дела, конкурируют, скрывают друг от друга информацию, проливающую свет на истоки преступления. Не поэтому ли расследования даже громких дел, не говоря уже о "рядовых", тянутся годами?