Почти три года назад власти Анголы запретили полеты всех самолетов типа "Ан". Тогда многие вздохнули с облегчением: в период с 1998 по 2000 год в различных провинциях африканской страны разбились шесть "Анов", без вести пропавшими числятся 13 российских летчиков. Однако 16 мая из Анголы пришло трагическое сообщение: при взлете из аэропорта в городе Менонге (провинция Куанда-Купанга) потерпел аварию и разбился ангольский Ан-12. Самолет пилотировал российский экипаж в составе командира Николая Кузнецова, второго пилота Игоря Иващенко, штурмана Игоря Паньшина и бортинженера Владимира Бурачкова. По имеющимся сведениям, все они погибли.
В посольстве России в Анголе сообщили: "16 мая в аэропорту города Менонге в южной провинции Анголы потерпел аварию ангольский самолет с российским экипажем. При запуске обнаружилась неисправность в одном из двигателей самолета Ан-12, который используется ангольскими военными структурами. Экипаж высадил пассажиров и попытался перегнать самолет на двух двигателях в другой город для ремонта. Однако при взлете он, едва оторвавшись от взлетной полосы, упал и загорелся". В тот же день ангольские власти заявили, что погибшие - россияне. В свою очередь, посол России в Анголе Андрей Кемарский заявил: "Ни один из пилотов не был зарегистрирован в консульском отделе".
Почему работавшие в Анголе российские летчики не посетили консульскую службу, пока неясно. Несколько лет назад пилотам из России приходилось скрываться от дипломатов, поскольку тогда в этой африканской стране велись активные боевые действия. В свое время сотрудник МИДа Михаил Валинский, проработавший в Анголе более десяти лет, рассказывал корреспонденту "НГ": "Зачастую прибывшие по контракту летчики просто не могли встать на учет в посольстве. Они попросту не знали, куда придется лететь, - возможно, на территорию, где велись боевые действия. Поэтому летчики и старались не светиться, справедливо считая, что посольство не одобрит их действия".
Кто и как рекрутирует пилотов в Африку, в российском МИДе не знают - или предпочитают не распространяться на этот счет. Хорошо известно другое: из России летчики чаще всего выезжают в самые разные точки мира как туристы, а затем направляются в Анголу. Россияне здесь - желанные гости. Во-первых, кому, как не им, летать на "Анах" - одном из самых распространенных в Анголе типов самолетов ("Техническая монокультура!" - шутят в МИДе). Во-вторых, платить нашим соотечественникам можно в 4-5 раз меньше, чем другим иностранцам. Если час полета западного "борта" стоит порядка 20 тысяч долларов, то российского - всего 5 тысяч. Кроме того, россияне не требуют обязательной для иностранцев страховки и готовы лететь в любое место. Ведь даже со своими невысокими запросами российские пилоты зарабатывали в Анголе 20-30 тысяч долларов за полгода.
В 2000 году, после шести трагических происшествий с "Антоновыми", Государственная служба гражданской авиации РФ запретила направлять туда самолеты Ан-12, Ан-26 и Ан-24. Чаще всего в Африку направлялись те машины, которые выработали свой ресурс и летали на "честном слове". "Авиационных происшествий много и в России. Но здесь существует ремонтная база, а в Африке ее просто нет - отсутствуют специалисты, способные заниматься обслуживанием бортов", - говорит Валинский. Тем не менее "Аны" продолжали поступать в Анголу - обходными путями: например, сначала на Украину, а уже оттуда в Африку. Сколько это могло бы продолжаться - неизвестно, если бы в ноябре 2000 года ангольское Министерство гражданской авиации не наложило запрет на полеты "Анов". Так что теперь ангольским властям предстоит выяснить, по чьему разрешению и на каком основании очередной Ан-12 все-таки поднялся в африканское небо.