Обвинение в мошенничестве и отмывании незаконных доходов (ст. 159 и 174 УК РФ) должно быть предъявлено на этой неделе президенту ОАО "ФСК "Кейстоун" Елене Клеменковой, находящейся под стражей. Как стало известно из источников в МВД России, в настоящее время следственные действия в отношении Клеменковой завершены, и вскоре дело будет передано в суд. Глава "Кейстоуна" обвиняется в хищении более 46 млн. долл.
Елена Клеменкова возглавила "Кейстоун" после смерти 20 июля 2001 года президента компании 55-летнего Геннадия Шульмана. Обстоятельства его кончины до сих пор не ясны. И хотя в заключении медиков говорилось о рассеянном склерозе, близко знавшие его люди посчитали, что смерть Шульмана могла носить насильственный характер. Было возбуждено уголовное дело по статье "убийство", в ходе следственных действий в январе прошлого года тело покойного эксгумировали для проведения экспертизы. В том же 2001 году завершилась одна из самых крупных финансовых афер в новейшей российской истории: бесследно исчезли 89 млн. долл. из 150, выделенных Московским банком Сбербанка России ОАО "ФСК "Кейстоун" в качестве целевой кредитной линии на строительство многофункционального офисного комплекса "Царев сад" на Софийской набережной.
Как выяснилось в ходе следствия, кредит Сбербанка, выделенный в 1998 году, расхищался с участием российских и иностранных финансовых структур. Схема воровства была предельно простой: в течение трех лет в Сбербанк поступали счета на оплату строительных работ, которые на самом деле не проводились. А деньги переводились на заграничные счета, в том числе и на счет принадлежащей Елене Клеменковой фирмы, зарегистрированной в Лихтенштейне.
Дело о хищении денег было возбуждено по заявлению руководства Сбербанка, которое обратило внимание на подозрительно медленные темпы строительства "Царева сада". Как утверждают в МВД, расследование принесло существенные результаты: удалось установить, в каких банках и на каких счетах находится основная часть "отмытых" денег, и сейчас решается вопрос об их возвращении. Вместе с тем здесь подчеркивают, что с преданием суду Елены Клеменковой расследование не закончится. У следователей есть серьезные вопросы к целому ряду высокопоставленных чиновников, в том числе и в самом Сбербанке, который в этой истории отнюдь не выглядит невинной жертвой злоумышленников. По существующему положению кредиты на сумму свыше 100 млн. долл. должны выделяться исключительно по специальному указанию руководства Сбербанка, которое обязано строго контролировать его проводку и реализацию. Это означает, что Сбербанк должен был проверять каждый счет на оплату работ, представляемый "Кейстоуном". Тем не менее судьбой 150-миллионного кредита в Сбербанке озаботились лишь после того, как он был выплачен полностью. Если выяснится, что кто-то из чиновников банка был в этом заинтересован, это может послужить основанием для возбуждения еще одного уголовного дела. Самой же Елене Клеменковой грозит до 10 лет тюрьмы.