Первый пациент с подозрением на атипичную пневмонию - 24-летний гражданин Азербайджана - доставлен в минувшую субботу в 1-ю клиническую больницу Баку. Накануне он прилетел из Китая и почувствовал недомогание. Как сообщили в Минздраве Азербайджана, пока больному поставлен предварительный диагноз "острая респираторно-вирусная инфекция". Авиапассажиры, находившиеся в контакте с заболевшим, также госпитализированы.
По заверению Минздрава Азербайджана, в аэропорту "Бина" и на железнодорожном вокзале Баку установлен жесткий карантинный режим. В это верится с трудом, так как существуют "челноки", преодолевающие любые препятствия при помощи взяток. Кроме того, Баку является центром транзитных международных перевозок. Наиболее уязвимое - российское направление, которым обычно пользуются пассажиры из стран Юго-Восточной Азии. Российские и местные авиаперевозчики ежедневно доставляют в Москву более 500 пассажиров, треть из которых - иностранцы.
Не исключено, что среди них рано или поздно может оказаться вирусоноситель атипичной пневмонии. Способны ли санитарные службы города воспрепятствовать проникновению смертельного вируса на территорию мегаполиса? Как выяснилось, легче всего поставить заслоны на пути SARS в аэропортах. Как рассказали корреспонденту "НГ" в компании "Ист Лайн", в аэропорту "Домодедово" все необходимые меры безопасности приняты уже давно. По словам сотрудника пресс-службы Игоря Тихомирова, "все работники аэропорта и базирующихся в нем авиакомпаний проинструктированы санитарно-эпидемиологической службой и получили четкие рекомендации о действиях в случае появления подозрительных пассажиров. Однако основная нагрузка ложится на экипажи воздушных судов - именно бортпроводники обязаны следить за состоянием пассажиров. Как только борт входит в зону ответственности московского диспетчерского узла, командир корабля помимо обязательного доклада о состоянии систем самолета должен сообщить "земле" о самочувствии всех находящихся на борту. Если у кого-то в полете обнаружились признаки недомогания, рейс встретят работники СЭС".
Обеспокоены возможным распространением атипичной пневмонии и работники железнодорожных ворот столицы. Как сообщили корреспонденту "НГ" сотрудники Курского вокзала, куда прибывают поезда из Баку, согласно распространенной на днях специнструкции МПС, особое внимание должно уделяться поездам азиатских направлений. Так, поезда из Китая загоняют в санитарные тупики, и работники железнодорожной СЭС проводят дезинфекцию вагонов и системы вентиляции. Кроме того, работникам вокзала предписано "присматриваться к прибывшим из Азии пассажирам и осуществлять выборочный медосмотр подозрительных гостей в медпункте вокзала". Дополнительными мерами по предотвращению распространения SARS стали "проветривание помещений вокзала и участившиеся влажные уборки".
Однако поезд и самолет - это разные вещи. Проводник просто физически не в состоянии оценить самочувствие всех находящихся в вагоне. Напротив, работая в условиях повышенного риска заражения, проводник постарается сократить до минимума контакты с пассажирами.
Кроме того, приезжие, в том числе и из Азербайджана, попадают в Москву и автомобильным транспортом. Здесь в плане эпидемиологического контроля дела совсем плохи: ни о каком медицинском осмотре на пунктах пропуска и речи быть не может. В этом случае пропускная способность резко сократится, а это особенно нежелательно в преддверии летнего периода, когда из Азии и Закавказья пойдут караваны с овощами и фруктами.
Баку