Московский районный суд г. Казани во вторник вынес постановление о приостановлении уголовного дела, которое было возбуждено местной прокуратурой по надзору за режимными предприятиями в отношении гендиректора и главного конструктора Казанского научно-производственного предприятия "Вертолеты "Ми" Александра Талова. Ему инкриминируется "осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере".
"Я могу откровенно сказать, что за всей этой историей скрывается нечистоплотная конкуренция, - заявил вчера "НГ" заместитель гендиректора НПП Айрат Хикматуллин. - У нас есть информация, что уголовное дело возбуждено по заявлению, которое поступило из Рособоронэкспорта". Конкурент добивается того, чтобы турецкая сторона, не выдержав этой волокиты, разорвала контракт, и тогда его можно будет перехватить. Рособоронэкспорт даже не пытается опровергнуть эту версии.
"Без комментариев", - так отвечали вчера в пресс-службе этой организации озабоченным журналистам.
Страсти вскипают вокруг контракта, который НПП заключило с управлением жандармерии Турции на ремонт 19 вертолетов Ми-17. В декабре, когда НПП "Вертолеты "Ми" выиграли международный тендер на этот контракт, в России ему рукоплескали: 13,5 млн. долларов для стагнирующей вертолетостроительной отрасли - существенная подпитка. "Тендер был открытым, все делалось гласно, - рассказал корреспонденту "НГ" заместитель гендиректора НПП Айрат Хикматуллин. - Участвовали в нем венгры, белорусы, Рособоронэкспорт совместно с Казанским вертолетным заводом, представители Казахстана. Но победа досталась нам. На второе место вышли белорусы, представители Оршанского авиаремонтного завода". Для того чтобы приступить к выполнению контракта, требовалась малость - получить заключение независимой экспертной комиссии Минобороны. По словам Хикматуллина, еще 4 февраля все необходимые документы комиссии были представлены, но решения нет и по сей день.
Минобороны подозревает, что НПП подрядилось ремонтировать военные вертолеты, а это уже "пахнет" нанесением ущерба безопасности страны. "Этого не может быть в принципе, - говорит Хикматуллин. - Речь идет о машинах, которые были проданы Турции в 1993 году. В ту пору продажа боевой техники стране, являющейся членом НАТО, сразу бы квалифицировалась как измена Родине. На каждый вертолет мы имеем всю документацию, формуляры. Турецкая сторона тоже подтвердила, что машины не боевого предназначения, но Минобороны и это не устраивает". Что мешает экспертной комиссии наконец определиться и вынести свое заключение? "Мы затребовали у Казани дополнительную информацию, но до сих пор нам ее не предоставили", - заявил корреспонденту начальник направления экспортного контроля Минобороны Юрий Смирнов. Но на предприятии уверяют, что все необходимые документы представлены.
В свете всего этого уголовное дело в отношении гендиректора НПП "Вертолеты "Ми" выглядит весьма странно. О каком извлечении дохода в особо крупном размере может идти речь, если к работам по выполнению контракта коллектив еще не приступал и, естественно, не получил ни копейки прибыли? Еще более странной выглядит "бдительность" Минобороны в отношении военного предназначения вертолетов турецкой жандармерии. Ведь совсем недавно российские оборонщики чуть не плакали, когда сорвался тендер на поставку в Турцию партии боевых вертолетов Ка-50-2 на сумму 4,5 млрд. долларов.
Несмотря на решение суда, вчера в офисе предприятия вовсю шла проверка представителями милиции и ФСБ. Затеянная возня может закончиться весьма печально. Если терпение турецкой стороны истечет, контракт скорее всего не достанется ни НПП "Вертолеты "Ми", ни Рособоронэкспорту, а уйдет к Оршанскому авиаремонтному заводу.