Вчера Саратовский облсуд вынес решение по делу Эдуарда Лимонова и 5 активистов "Национал-большевистской партии" (НБП). 60-летний писатель и его коллеги признаны виновными в сговоре, приведшем к покупке, ношению и транспортировке оружия. Обвинения в призывах к свержению конституционного строя в России и приготовлении к захвату власти в Казахстане, а также в терроризме с Эдуарда Лимонова и бывшего учредителя газеты "Лимонка" Сергея Аксенова сняли. Но и оружия хватило, чтобы приговорить каждого к 4 годам в колонии общего режима. Активисты НБП Дмитрий Карягин и Владимир Пентелюк получили по 2,5 года, Олег Лалетин - 2 года и три месяца, а Нина Силина - 2 года и 4 месяца. Всем зачтен срок пребывания под стражей во время следствия - 2 года.
За 10 месяцев, прошедших с начала процесса, у областного суда, кажется, ничего не изменилось. Молодые люди - как и не уходили - толпятся у входа. Но теперь это не активисты "Всероссийской молодой гвардии большевиков" и не скинхеды: три десятка студентов истфака Саратовского госуниверситета пришли посмотреть на живую историю по приглашению преподавателя.
На диванчике у входа в зал суда сидит депутат Василий Шандыбин. Сказал, что всю ночь читал Лимонова в поезде, во многом с ним согласен и, кроме Гавела, не знал ни одного писателя, который был бы способен совершить государственный переворот. Общественный защитник Лимонова депутат Виктор Черепков упоенно снимал забившую зал прессу. Пресса, хотя и интересовалась Лимоновым, из-за подвижной фигуры депутата Черепкова рассмотреть его не всегда могла, и в итоге переключилась на судью Владимира Матросова.
Встретивший свое 60-летие в камере саратовского СИЗО Эдуард Лимонов выглядел испуганным. Отросшие за время заключения седины аккуратно забраны "в хвост", светлые глаза за очками кажутся совсем круглыми. Всякий раз, когда судья Матросов делает паузу перед тем, как объявить свое решение по одной из статей, адвокат Лимонова и Аксенова Сергей Беляк поворачивается лицом к подзащитным, и их реакцию оценить становится просто невозможно. "За оружие - сколько дадут, столько и дадут. Если снимут обвинения по тяжелым статьям, я уеду отсюда довольным", - говорил Сергей Беляк в перерыве журналистам.
На съемной саратовской квартире Лимонова ждало шампанское и коньяк. Как сообщил еще накануне Сергей Беляк, его главный подзащитный полон оптимизма, а сам он сдержан. Насторожил его и приезд в Саратов главного свидетеля обвинения Артема Акопяна с выступлением на местном ТВ, и неожиданный вызов в Москву председателя областного суда Александра Галкина, и необъяснимые визиты в Саратов следователя ФСБ Шишкина, проведшего предварительное следствие по этому делу.
Примечательно, что вчера в Саратове возник очередной скандал, связанный с НБП. Утром стало известно, что одна из съемных квартир, в которой обосновалась пресс-служба НБП, заблокирована милицией. Примерно в 7 утра, как сообщили национал-большевики по телефону, к ним явилась милиция и стала требовать документы. Областной прокурор, которому члены НБП тут же позвонили, порекомендовал им выйти из квартиры, поскольку "милиция имеет на это право". Два покинувших квартиру нацбола были немедленно задержаны, оставшиеся покидать квартиру отказались. Милиция сняла оцепление, только когда в суде уже начался перерыв. Среди тех, кто попал "в окружение", был гражданский муж Нины Силиной.
Саратов