Вчера Северо-Кавказский окружной военный суд завершил предварительные слушания, предшествовавшие началу повторного рассмотрения уголовного дела полковника Юрия Буданова. Первое заседание, когда дело начнут рассматривать по существу, назначено на 10 часов 21 апреля. Пока же следует отметить два важных момента.
Первый - повторное судебное разбирательство будет вести суд в обычном составе (военный судья и два народных заседателя), а не с участием присяжных заседателей, как того требовал Юрий Буданов. В последний момент подсудимый неожиданно для всех отозвал свое ходатайство о суде присяжных заседателей. Защитник Буданова адвокат Алексей Дулимов объясняет этот поступок тем, что на подбор присяжных уйдет много времени и это затянет процесс.
Момент второй - у Буданова появился соответчик в лице Министерства финансов РФ. "В деле имелось исковое заявление о возмещении материального и морального ущерба, нанесенного Будановым семье Кунгаевых, - рассказал корреспонденту "НГ" адвокат потерпевшей стороны Абдулла Хамзаев. - Ответчиком там значится Буданов, с которого, даже если суд вынесет решение, никогда ничего не взыщешь". По словам Хамзаева, полковнику предъявлено обвинение в совершении преступления при исполнении служебных обязанностей. А по закону в таком случае материальную ответственность должен нести государственный орган, представляющий госказну, то есть Министерство финансов РФ. Изменить или дополнить этот иск потерпевшей стороне раньше не удавалось. А вчера суд удовлетворил ходатайство защиты семьи Кунгаевых и направил в Минфин вызов представителя, который будет участвовать в процессе.
Защита Буданова ходатайствовала об исключении из числа потерпевших мать убитой Розу Башаеву и ее сыновей. Адвокат Алексей Дулимов пояснил корреспонденту "НГ", что руководствовался при этом п. 8 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Пункт этот звучит так: "По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников". Однако против этого ходатайства выступила защита Кунгаевых. "Во-первых, факт признания судом Башаевой и ее детей потерпевшими имел место задолго до принятия нового УПК, - это аргументы адвоката Хамзаева. - Новый кодекс не предусматривает возможность лишения их такого статуса. Во-вторых, Башаева и ее сыновья признаны потерпевшими не только по факту убийства Эльзы: Буданов, ворвавшись в дом Кунгаевых, психологически травмировал женщину и малолетних детей". И суд отклонил ходатайство защиты Буданова.
Подсудимый в знак протеста против повторного судебного разбирательства объявил голодовку. Может ли этот поступок повлиять на позицию суда? "Законодательство не обязывает суды как-либо реагировать на подобные акции, - считает адвокат Абдулла Хамзаев. - Право на жизнь является предметом личного волеизъявления, и как ею распорядиться - каждый решает сам".