Наряду с торговлей оружием, наркотиками и уличной проституцией нелегальный автобизнес уже давно является одной из основных статей дохода преступных группировок. Кража машин, перебивка номеров и последующая продажа приносят баснословные прибыли. Несмотря на усилия правоохранительных органов, проблема борьбы с нелегальным авторынком остается одной из приоритетных.
Время, когда все автомобили в России станут "чистыми", наступит, похоже, не скоро. Один из специалистов столичного УБЭП заявил корреспонденту "НГ", что "решить проблему нелегального авторынка можно только экономическим путем". По его словам, "когда достаток любого россиянина позволит приобрести машину, спрос на краденые авто резко упадет. Ведь не воруют же у нас чайники или пылесосы". А доходы населения, как известно, хотя понемногу и растут, но по-прежнему остаются на додефолтовском уровне.
Если авто угоняют в Германии или в Австрии, то только для того, чтобы переправить в Польшу, Прибалтику или в Россию. Как говорят знающие люди, распространенная в последнее время в России так называемая "страховочная схема отсрочки" (когда владелец "похищенного" застрахованного автомобиля заранее договаривается с ворами и обращается в полицию спустя несколько дней после угона), постепенно сходит на нет. Возможно, это связано с многочисленными разоблачениями конца прошлого года, когда столичные милиционеры и контрразведчики ликвидировали разветвленную сеть нелегальной переправки украденных в странах Западной Европы автомобилей. Примечательно, что одним из "крестных отцов" нелегалов был уважаемый человек, следователь по особо важным делам одной из окружных прокуратур Москвы Салман Рзаев. Сколько "грязных" автомобилей прошло через его руки, неизвестно: сыщики предполагают, что не одна сотня.
Но праздновать победу над автонелегалами рано. Сейчас в столице ежедневно угоняется до 10 частных автомобилей (наиболее угоняемыми, по данным ГИБДД, считают "Ауди" и автомобили ВАЗ "десятого" семейства). Находят меньше половины. Остальные легализуются и переправляются в другие регионы России, чаще всего - в южные.
Стоит заметить, что если еще несколько лет назад злоумышленники угоняли все подряд, от старых "Жигулей" и полюбившихся москвичам "Фольксвагенов", то теперь воры делают упор на престижные дорогие иномарки. "Ту же "девятку" без документов сегодня деть практически некуда, - заявили корреспонденту "НГ" в столичном ГУВД. - Даже почти новый угнанный автомобиль вряд ли удастся продать за половину его реальной цены. Новые документы на него "съедят" остальную сумму. Вот и считайте, что выгоднее - купить новую машину или, сэкономив пятьсот долларов, приобрести массу проблем". С иномарками дело обстоит иначе: даже при 3 тысячах долларов на оформление "левых" документов (именно такую сумму называют источники "НГ" в правоохранительном ведомстве) автомобиль оказывается значительно дешевле легального.
Борьба с криминальным авторынком в Москве ведется силами нескольких подразделений столичного ГУВД. Это и целый отдел в МУРе, и сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями, и участковые милиционеры, и, естественно, инспекторы ГИБДД. Последним теперь работать будет сложнее: по приказу главы столичной милиции генерал-майора Пронина "инспекторам дорожно-постовой службы запрещено останавливать автомобили, не нарушившие правила дорожного движения, вне стационарных постов ГИБДД".