Необычно высокую активность проявили в последнее время аферисты, обладающие гипнотическими способностями. "Продвинутые" жулики принялись осваивать удаленные от Центра регионы. Последний случай отмечен в Биробиджане, где злоумышленница-гипнотизерка сумела провести служащего Сбербанка. А на Урале дошло до того, что к бдительности граждан призывают прокуроры: на территории Уральского федерального округа действует банда мошенников-гипнотизеров, вовлекающих людей в финансовую пирамиду.
Руководитель пресс-службы заместителя генпрокурора РФ в Уральском федеральном округе Валерий Чистяков сообщил корреспонденту "НГ", что в Челябинске выявлена преступная группа, действовавшая на территории области и прилегающих регионов. Арестованы 11 человек, сумевших обмануть более 500 граждан и присвоить примерно 25 млн. рублей. Под предлогом предоставления высокооплачиваемой работы мошенники предлагали клиентам принять участие в "семинаре", в ходе которого на них оказывалось гипнотическое воздействие. "Чаще всего злоумышленники обращались к своим знакомым и предлагали поправить финансовое положение, - рассказал сотрудник прокуратуры Андрей Лелеко. - Мошенники приглашали людей на встречи, собирались иногда человек по тридцать. В течение трех-четырех часов разговор шел о бизнесе, о том, как правильно распоряжаться деньгами. Судя по всему, некоторые преступники обладали гипнотическими способностями, так как после "лекции" многие не прочь были выложить по паре тысяч долларов". А те, у кого не было с собой необходимой суммы, шли за деньгами домой. Правда, в сопровождении одного из преступников.
"Большинство потерпевших - люди среднего достатка, - говорит Андрей Лелеко. - Злоумышленникам не было резона связываться с малообеспеченными гражданами". Пирамида разрасталась. Участники первых "семинаров" приводили все новых и новых людей. Но бесконечно продолжаться это не могло, и в конце прошлого года в правоохранительные органы Челябинской области потекли заявления. Проведенная экспертиза дала однозначный ответ: мошенники действовали, руководствуясь научно обоснованными принципами внушения. Проще говоря, вводили клиентов в гипнотический транс. И это при том, что среди задержанных не было ни одного профессионального психолога. В связи с этим сотрудники Генпрокуратуры по Уральскому федеральному округу предположили, что разработкой системы "обмана среднего класса" занимались профессионалы, которых сейчас и пытаются вычислить. О том, что расследованию этого дела придается особое значение, говорит тот факт, что поиски мошенников лично контролирует заместитель генерального прокурора РФ Юрий Золотов.
Дело об уральской "гипнотической пирамиде" сейчас стоит особняком. Столь крупных аналогичных преступлений в правоохранительных органах не припоминают, хотя похожие инциденты имели место в Тюменской и Курганской областях. До сих пор мошенники-гипнотизеры предпочитали работать в одиночку. Так, несколько дней назад на пороге одного из банков в Биробиджане появилась молодая привлекательная дама. Женщина желала обменять валюту. Она отдала операционисту паспорт и доллары, после чего, улыбаясь и слегка покачивая головой, принялась смотреть на кассира. Спустя несколько минут молодой человек отдал барышне паспорт, рубли и... доллары. Дама не спеша удалилась. Когда же кассир понял, что произошло, мошенница была уже далеко.
Противостоять криминальному гипнозу могут не все. Тем не менее и психологи, и сотрудники правоохранительных органов убеждены, что оградить себя от воздействия таких мошенников можно. Милиционеры утверждают, что "достаточно сторониться подозрительных людей и не вступать с ними в контакты". "Самая эффективная защита от гипноза - здоровый скепсис с долей юмора", - смеются сыщики. А вот мнение психологов. Поголовное зомбирование невозможно. Как правило, гипнозу поддаются излишне доверчивые, открытые люди. Лучший способ защиты - не включаться в разговор, не встречаться взглядом. Гипнозу подвержены только неуравновешенные, не уверенные в себе люди. В большинстве своем - молодежь или граждане с низким уровнем образования. Возможно, "уральское дело" поставит под сомнение эту аксиому.