- Александр Николаевич, чем продиктовано преобразование ГУБНОН в ГКПН?
- На протяжении последних 10 лет проблема наркотиков в стране изменилась самым серьезным образом. Эта проблема существовала всегда, но время от времени она обострялась. Это происходило в 20-е, 50-60-е годы. Последний всплеск - с конца 90-х. Но если раньше страна находила способы локализовать эти всплески - путем издания нормативных актов, с помощью правоохранительных органов и здравоохранения, то в последнее время этого стало явно недостаточно. Увеличивалось количество потребителей наркотических средств, число преступлений, связанных с наркотиками, росла контрабанда, увеличилось незаконное производство наркотиков в России. Проблема стала чрезвычайно актуальной, и очевидно, что решить ее силами одного подразделения ГУБНОН было просто невозможно. 24 сентября прошлого года указом президента РФ Владимира Владимировича Путина # 1068 образован Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России.
- Как в связи с этим изменились задачи, стоящие перед новой структурой?
- ГУБНОН - это милицейская структура, которая занималась исключительно предупреждением и раскрытием преступлений, связанных с наркотиками. Она не могла нести ответственность за страну и государство, а выполняла то, что положено выполнять МВД. Конечно же, ГУБНОН пытался объединить деятельность других министерств и ведомств по борьбе с наркотиками. Но правовых оснований, нормативных документов не было. А с созданием комитета у нас появились все соответствующие полномочия.
- Если сравнивать функции, то можно ли говорить, что они изменились коренным образом?
- Да, изменились. На сегодняшний день одной из основных задач в соответствии с указом президента РФ является координация деятельности различных министерств и ведомств, общественных организаций, религиозных конфессий, в вопросах противодействия борьбы с наркотиками. Тем не менее, как и прежде, одним из приоритетных направлений работы мы считаем борьбу с групповой наркопреступностью и распространением наркотических средств и психотропных веществ.
- В свое время ходили слухи о том, что ваше ведомство могут вывести из МВД на правах самостоятельного министерства...
- Это никакие не слухи. В прошлом году на заседании Госсовета официально стоял вопрос о создании самостоятельной структуры по борьбе с наркотиками. Причем вне МВД. Мы были совсем не против. Но вопрос упирался в финансы: где взять деньги на подобную структуру, ведь это как минимум 30 тысяч сотрудников. В то же время, я думаю, жизнь подскажет, как нам поступить, многое зависит и от наркоситуации, которая может измениться в худшую сторону. Однако, на мой взгляд, нельзя создать самостоятельную структуру только за счет подразделений по борьбе с наркотиками МВД. Иначе эта структура уйдет и от этой работы, и от ответственности. Очевидно, что в дальнейшем этот вопрос не должен сниматься с повестки. Но нельзя забывать о том, что работа по противодействию распространению наркотиков ведется не только нашим комитетом, но и другими службами МВД. Например, такие операции, как "Мак", "Допинг" или "Канал", невозможно провести силами одного комитета.
- Как осуществляется взаимодействие со спецслужбами сопредельных с Россией государств, через которые идет транзит наркотиков? Известно, что в структуре вашего Главка есть международный отдел. Каковы его задачи и методы работы?
- Проблему международного сотрудничества мы делим на две составляющие: создание правового поля борьбы с международной наркопреступностью и непосредственное раскрытие преступлений, имеющих международный характер. Много наших сотрудников владеет иностранными языками - не только немецким, английским или испанским, но даже афганским. Мы ведем единый банк данных, в нем имеется информация о физических и юридических лицах, причастных к обороту наркотиков. У нас есть на учете международные преступные группировки, разработку которых мы осуществляем совместно с коллегами из других стран. Проводим контролируемые поставки. Например, в прошлом году их было проведено более 50. У нас не проходит дня, чтобы мы не получали информацию от наших коллег из-за рубежа.
- Какова структура нынешнего рынка наркоторговли в России?
- В России существует четыре основных источника поступления наркотиков в незаконный оборот. Это утечка из легального оборота, то есть из системы здравоохранения, изготовление наркотиков в подпольных лабораториях и большая растительная сырьевая база (в России дикорастущая конопля занимает более миллиона гектаров). Но наиболее опасный источник - контрабанда наркотиков из-за рубежа. И не случайно в наших документах появилось слово "экспансия". С каждым годом наркотиков в Россию ввозится все больше. В первую очередь это героин и опий из Афганистана. Если 10 лет назад грамм героина стоил 150-200 долларов, то к 2000 году цена упала до 10. Из этого вытекает, что насыщенность рынка увеличилась в 20 раз. В последние два года ситуация начала меняться: лучше стали работать пограничники, да и мы не отстаем. В середине 90-х годов мы в год изымали из преступного оборота по 100 килограммов героина, а в последние три-четыре года - около тонны. Цены подросли. В 2001 году стоимость грамма составляла 20, а сейчас 40 долларов. Значит, милиция работает лучше.
- В южных регионах России распространено незаконное культивирование наркосодержащих растений. Как борются с этим явлением?
- Это явление характерно не только для Юга России. Наши сотрудники сталкиваются с фактами незаконного культивирования и сбора дикорастущих наркосодержащих растений практически повсеместно, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако южные регионы традиционно доставляют немало хлопот. В первую очередь это Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области, а также Чечня.
- Поговаривают, что конопляные поля фотографируют даже из космоса. Так ли это?
- На протяжении последних нескольких лет Главкосмос, "Росвооружение" и другие ведомства занимаются документированием и фотографированием незаконных посевов мака и конопли. Конечно же, чаще фотографируют незаконные посевы мака. Дикую коноплю снимать практически нет смысла, она ведь растет повсеместно, а вот посевы мака представляют серьезную опасность. Мак иногда сеют среди капусты или подсолнухов - не так просто все отыскать. Мы находим и огромные поля, и маленькие участки - по несколько квадратных метров. Всего в России ежегодно выявляется и уничтожается порядка 20 тысяч таких посевов.
- В последнее время наркотики, особенно синтетические, нелегально продают в ночных клубах и казино, адреса которых хорошо известны. Почему в таком случае эти заведения все еще функционируют?
- Наша молодежь вроде бы поняла, что героин вреден. Но ошибочно считает, что легкие наркотики практически безвредны. Начинает перенимать европейскую моду и потреблять синтетические наркотики, амфетамины, таблетки типа экстази и другие препараты. Некоторые владельцы казино возят с Запада синтетические наркотики. На прошлой неделе в Москве были задержаны два сотрудника одного казино. Но, чтобы его закрыть, нужно доказать, что данное заведение занимается торговлей наркотиками. А сделать это не так-то просто. В Москве мы уже сделали три предупреждения различным ночным клубам. В Челябинске недавно был аналогичный случай: нашими сотрудниками задержана целая группа - 19 человек. Сейчас мы планируем значительно активизировать работу в этом направлении.
- Ваше отношение к частнопрактикующим докторам, лечащим от наркозависимости? Насколько известно, право на подобную деятельность имеется только у государственных учреждений.
- Нужно рассматривать две проблемы: как обеспечить лечение добровольцев и как заставить тех, кто лечиться не хочет. В законе написано: лечением от наркомании должны заниматься государственные унитарные предприятия. Только органы здравоохранения. А вот реабилитацией больных могут заниматься все. Сегодня сложно сказать - хорошо это или плохо. Точка зрения МВД по этому вопросу однозначна: лечение от наркомании можно разрешить всем. И частным юридическим лицам в том числе. Очевидно, что органы государственного здравоохранения пока не справляются с огромным людским потоком. А частники сегодня, хотя и говорят, что занимаются реабилитацией, на самом деле зачастую пытаются лечить. По-моему, должно существовать только одно ограничение: нельзя лечить наркоманию наркотиками, но это проблема скорее Минздрава, им принимать решение.
- Как вы относитесь к возможности легализации в России по примеру некоторых западноевропейских государств легких наркотиков?
- Нередко приходится слышать о правах человека: дескать, каждый вправе решить для себя - потреблять наркотики или нет. Моя точка зрения: за любые действия, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, должна наступать ответственность. Есть закон, и мы его будем соблюдать. Но каждое государство вправе выбрать ту политику, которую оно считает правильной. Голландия продает в казино наркотики. Мы делать этого не будем: ведь те же Америка, Германия и Франция на подобный шаг не решаются. Но на это почему-то никто внимания не обращает. У нас есть свой колоссальный опыт еще с царских времен, когда издавались указы о борьбе с кокаином и об усилении борьбы с наркоманией на Дальнем Востоке. В Советском Союзе тема наркопотребления была закрыта, но работа шла. Правда, под грифом "секретно". Зачем же нам что-то выдумывать? Мы просто должны взвешивать и анализировать собственный и зарубежный опыт. Не нужно торопиться.