На второй круг вышел вчера судебный процесс по уголовному делу в отношении лидеров общественной организации "ПОРТОС" (Поэтизированное Объединение Разработки Теории Общенародного Счастья) Юрия Давыдова и Евгения Привалова. Мособлсуд приступил к повторному слушанию после того, как дело было направлено на доследование. Прокуратура направила в Верховный суд РФ протест, который 16 октября минувшего года был удовлетворен: дело направили на новое рассмотрение.
Возобновление слушаний совпало еще с одним событием. "Во вторник в Москве задержали еще одного портосовца, который находился в федеральном розыске", - сообщила корреспонденту "НГ" член организации, назвавшаяся Юлей. Задержанного зовут Алексей Меркулов, ему 28 лет, он выходец из Украины. "Задержали Меркулова, когда он в ГАИ переоформлял доверенность на машину, - подтвердил эти сведения представитель защиты адвокат Дмитрий Аграновский. - Ему заочно предъявлено обвинение. Очно предъявлено четырем и заочно - еще десяти". Давыдов с Приваловым обвиняются в создании и руководстве незаконным вооруженным формированием, организации объединения, посягающего на личность и права граждан, а также истязании несовершеннолетних.
Напомним, что организация "теоретиков общенародного счастья" возникла в начале 90-х годов. В нее объединились романтически настроенные молодые люди, решившие изменить мир не революционным способом, а перевоспитанием молодежи. На территории бывшего завода "Салют" они создали какое-то подобие коммуны, в которую принимали беглых подростков из разных стран СНГ и занимались их воспитанием. От портосовцев требовался полный отказ от алкоголя, курения, сквернословия, не говоря уже о наркотиках, а также строгое подчинение по старшинству. Чтобы коммуна могла существовать, велась - и небезуспешно - коммерческая деятельность. Подростки не только трудились на объектах коммуны, но и, подобно тимуровскому движению, помогали престарелым, инвалидам и просто нуждающимся людям.
Сгубили "ПОРТОС" две вещи - оружие, которое было обнаружено в ходе оперативно-следственных действий (незаконное вооруженное формирование), и неприемлемые с точки зрения общепринятой педагогики меры воздействия на подростков. За нарушение устава (курение, выпивку и т.п.) их избивали, жестоко наказывали (истязание несовершеннолетних). Как поясняют подсудимые, оружие было приобретено для самозащиты, так как на коммуну частенько "наезжали" рэкетиры и бандиты, воровали имущество и т.п.
Незаконное вооруженное формирование портосовцев, за которым нет ни одного убийства или грабежа, выглядит смешно на фоне, скажем, чеченских вооруженных формирований. Многие подростки, подвергшиеся телесным наказаниям, сегодня просят простить попавших на скамью подсудимых старших товарищей. Однако для нашего правосудия формальный признак порой важнее существа явления. Факт остается фактом - по тем же статьям члены "ПОРТОСа" Ирина Дергузова и Татьяна Ломакина уже приговорены к 8 и 6 годам лишения свободы. "В этом плане суд присяжных показал себя с самой худшей стороны", - заявил по этому поводу корреспонденту "НГ" адвокат Дмитрий Аграновский.