Сегодня должны состояться похороны 11 погибших в авиакатастрофе пассажиров самолета Л-410, разбившегося в субботу днем недалеко от аэродрома "Борки" в Тверской области. Не исключено, что причиной катастрофы стало несоблюдение правил безопасности полетов в комплексе с изношенностью машины.
Как сообщили корреспонденту "НГ" в МЧС России, самолет упал недалеко от поселка Южный, близ аэродрома "Борки" в Кимрском районе Тверской области. В результате катастрофы погибли 11 человек, спастись смогли четырнадцать. Катастрофа произошла в 13.57 на расстоянии 2 км от взлетно-посадочной полосы. Примерно на высоте 4 тыс. метров самолет потерял управление и начал падать. По словам самих парашютистов, сначала у самолета отвалилась хвостовая часть, а затем левое крыло. Сразу после падения Л-410 загорелся, однако спустя примерно час после катастрофы пожар удалось потушить. В районе падения сотрудники ГО и ЧС обнаружили 11 погибших, в том числе тела обоих летчиков.
Самолет чехословацкого производства Л-410 эксплуатировался в местном аэроклубе. На авиабазе "Борки" проводятся регулярные прыжки парашютистов - как профессионалов, так и любителей. Не секрет, что зачастую руководители прыжков сажают в самолеты большее число парашютистов, чем положено по инструкции. В день катастрофы на борту самолета было 23 парашютиста - вместо разрешенных 19. И хотя запас прочности самолетов позволяет превышать установленные нормы, в данном случае они были превышены на 360 кг и изношенность техники вполне могла привести к трагедии.
Разработка и производство самолета L-410 начались в 1966 году на авиазаводе Let в Чехословакии. За эти годы самолет стал одним из самых успешных в своем классе и по сей день пользуется популярностью во всем мире - в первую очередь за счет своей дешевизны, экономичности и надежности. Л-410 эксплуатируется в России, Украине, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Польше, Германии, Мексике, Африке. Многие пилоты считают его более устойчивым и легким в управлении, чем "Яки" и "Аны".
Однако с 1992 года завод "Let" прекратил всяческие отношения с российскими авиапредприятиями, мотивируя свое решение тем, что покупатели до конца не расплатилась за поставленные самолеты и запчасти к ним. Как сообщили "НГ" в торгпредстве Чехии, ни одно из чешских предприятий централизованно не поставляет в Россию запчасти к Л-410 и не оказывает техническую поддержку. Что касается российских предприятий, эксплуатирующих "элки", то для приобретения запчастей их приходится заказывать у иностранных посредников. Стоит это недешево, а значит, позволить себе беспроблемное содержание Л-410 могут только обеспеченные компании, использующие "элки" как самолет бизнес-класса.
Менее состоятельные предприятия вынуждены летать на 410-х "до последнего", а затем или ставить самолет в отстойник, или (что случается чаще) просто разбирать на запчасти для еще летающих. Говорить о надежности таких "конструкторов" не приходится. Разбившийся в "Борках" самолет с бортовым номером 01032 принадлежал как раз некоммерческой организации "Федерация легкой авиации" (ФЛА).
Всего на сегодняшний день в России числятся в летной годности около 30 Л-410, но реально их летает меньше. Надежность и высокие летные качества самолета не могут заменить надлежащего технического обслуживания, и со временем все больше этих самолетов попадает в "группу риска". В докладе Межгосударственного авиационного комитета (МАК) "О состоянии безопасности полетов в гражданской авиации" за последние 10 лет упоминается только два авиационных происшествия с участием Л-410 - в 1995 г. в Абакане и в 1997 г. в Хабаровске. Но в обоих случаях в качестве причины катастрофы фигурировал отказ двигателя из-за ненадлежащего технического обслуживания.