Очередной номер ежедневной московской газеты "Новые Известия" сегодня не вышел в свет. Причина - произошедшая накануне смена руководства издания. Председатель совета директоров ОАО "Информационно-издательская группа "Новые Известия" Олег Митволь, владеющий 76% акций издания, отстранил от должности генерального директора Игоря Голембиовского и принял решение о приостановке выхода газеты до 25 февраля.
Конфликт вокруг вопроса о том, кому принадлежит контрольный пакет акций "Новых Известий", разгорелся еще летом 2001 года. Именно тогда председатель совета директоров Олег Митволь, опровергая слова финансирующего газету Бориса Березовского, заявил, что ему принадлежат 76% акций издания, а остальные - журналистскому коллективу. С тех пор конфликт почти не развивался - до тех пор, пока на днях не состоялось собрание акционеров ОАО "Информационно-издательская группа "Новые Известия". Именно его решение и привел в качестве обоснования своих действий Олег Митволь. В подтверждение того, что собрание прошло в законном порядке, Митволь предъявил почтовые уведомления о приглашении миноритарных акционеров, разосланном около месяца назад.
Правда, о проведении собрания некоторые акционеры - а 24% акций принадлежат журналистскому коллективу, интересы которого до последнего времени представлял главный редактор Игорь Голембиовский, - по их собственным словам, узнали лишь вчера. Сотрудники редакции рассказали корреспонденту "НГ", что, придя вчера на работу, ничего особенного не заметили. "Только охрана сменилась, - говорили они. - Раньше стояли охранники в зеленой форме, а сейчас пришли люди в черном". Действительно, как удалось выяснить побывавшему в редакции "Новых Известий" корреспонденту "НГ", со вчерашнего дня здание на Долгоруковской улице взяло под охрану ЧОП "Легион С", однако его представители от комментариев отказались.
В 16.30 в редакционном буфете "Новых Известий" (проходить дальше журналистам не разрешила новая охрана) прошла импровизированная пресс-конференция, на которой выступили заместители главного редактора Сергей Агафонов и Валерий Яков. Они заявили: "Председатель совета директоров Олег Митваль своим решение снял гендиректора Игоря Голембиовского, и сегодня после планерки мы вышли и обнаружили, что в нашем здании заменена охрана. Решение о снятии с должности гендиректора было доведено до Голембиовского, а он, в свою очередь, сообщил об этом коллективу. Мы приняли решение сегодня не выпускать номер и не работать в таких условиях, когда без нашего ведома увольняют главного редактора - человека, который, собственно, и создал наше издание (первый номер "Новых Известий" вышел в свет 1 ноября 1997 года. - "НГ")".
"Мы - журналисты и мало что понимаем в спорах хозяйствующих субъектов. Тем не менее, по нашему предположению, то, что произошло, возможно, связано с рядом публикаций нашей газеты, - заявил Сергей Агафонов. - Я не знаю, назвать это совпадением или умыслом, но все это случилось после того, как в сегодняшнем номере вышел материал, посвященный некоторым моментам прославления нашего нынешнего президента, он называется "Плюс путинизация всей страны". И так случилось, что сегодня в номере, который не выйдет, к сожалению, должен был встать материал о провалах во внешней политике нынешнего руководства страны".
В то же время Олег Митволь заявил вчера Интерфаксу, что "до вторника "Новые Известия" берут технический перерыв и завтрашний номер газеты уже не выйдет. Если в пятницу все-таки появится какой-то номер якобы "Новых Известий", то ОАО "Новые Известия" к нему не будут иметь никакого отношения". Олег Митволь подтвердил, что Игорь Голембиовский отстранен от должности генерального директора издания, но останется главным редактором: "К профессиональной деятельности Голембиовского у меня нет никаких претензий, и я его считаю одним из самых талантливых журналистов страны". А новым гендиректором издания, по словам Митволя, назначен Владимир Сергеев, ранее уже работавший с ним.
Объясняя смену гендиректора, он отметил, что "когда в конце прошлого года занялся изучением хозяйственно-финансовой деятельности компании, то обнаружил, что в ней присутствовали действия, прямо подпадающие под статьи Уголовного кодекса". Он также назвал и ряд других действий, направленных против него как контролирующего акционера, и высказал предположение, что его "кто-то хотел обанкротить".
По мнению Бориса Березовского, смена охраны в здании редакции - это "вооруженный захват". Он считает, что "это Кремль дал команду захватить "Новые Известия", потому что его раздражала независимая позиция издания, ему не нравятся Голембиовский, Лацис, Яков, Агафонов и другие неподконтрольные Кремлю журналисты". "Пора мне возвращаться в Россию, - сказал Борис Березовский, - и восстанавливать конституционный порядок".