- Вячеслав Владимирович, как решается проблема борьбы с терроризмом на общественном транспорте?
- Борьба с терроризмом - одно из приоритетных направлений деятельности. Подобные проблемы легче всего решать превентивными мерами. Необходимо хорошо наладить работу профилактического характера, что в дальнейшем позволит предупредить многие преступления, в том числе и террористической направленности. Сегодня же особое внимание мы уделяем выявлению и изъятию у граждан незаконно хранящегося оружия и боеприпасов, а также - пресечению каналов поставки оружия бандформированиям. За 2002 год выявлено более 3500 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ, изъято 473 единицы огнестрельного оружия. Например, 1 октября прошлого года сотрудниками Северо-Западного УВДТ на станции Кирилловская Октябрьской железной дороги задержан военнослужащий одной из войсковых частей за сбыт 4 реактивных пехотных огнеметов.
- В последнее время участились "минирования" вокзалов, которые на поверку всегда оказывались ложными.
- Это одно из наиболее распространенных преступлений террористической направленности. За 2002 год на объектах транспорта зарегистрировано 224 факта заведомо ложных сообщений об актах терроризма, из них 23 раскрыто.
- А что означает загадочное слово "спецперевозки" в названии вашего главка?
- Ничего загадочного. Мы обеспечиваем безопасность при проезде "спецконтингента". Это поезда, в которых перевозят личный состав и грузы силовых и правоохранительных ведомств (МВД, ФСБ, пограничников или МЧС), а также грузы в интересах Центробанка РФ.
- Ваше ведомство иногда называют министерством в министерстве: в регионах сотрудники УВДТ не подчиняются напрямую местному милицейскому руководству. Это мешает или помогает в работе?
- Вопрос не в том, кто кому подчиняется. Схему нашей работы, с одной стороны, действительно можно назвать упрощенной: нет посредников на местах. Я, как начальник главка, отвечаю за все свои подразделения по России и соответственно требую четкого выполнения приказов. Есть и еще один аспект. Работать так не только проще, но еще и выгоднее для государства. При подобной схеме куда меньше руководителей всех звеньев, а соответственно и лишних подразделений. Но это не значит, что взаимодействие с местными милицейскими структурами отсутствует.
- Когда вы пришли на должность начальника главка, в МВД вас за глаза называли "питерским" и "человеком Грызлова". Сказалось ли подобное мнение на последующих взаимоотношениях с новыми подчиненными?
- Я никогда не строил свою работу на личностных отношениях. Для меня никогда не имело значения, кто сегодня министр - знакомый, незнакомый, друг, не друг. У каждого свои обязанности. Когда меня назначали сюда, я знал, что могу надеяться только на себя.
- А на министра?
- На поддержку министра - в том плане, если буду все правильно делать. Если начну злоупотреблять своим положением и отношением министра, то подведу всех. Я никогда нигде не работал так, чтобы за меня было стыдно. Хотя сменил много мест службы. До нынешней должности дошел от рядового милиционера. Сегодня могу сказать, что не подвел ни главу МВД, ни тех, кто рекомендовал меня на эту должность. А самую главную оценку, по-моему, может дать личный состав. Милиционеры должны знать своего начальника не понаслышке начиная от рядового линейного пункта милиции. Я стараюсь, чтобы мои люди жили и работали в нормальных условиях, вовремя получали зарплату, пусть небольшую. Если есть возможность, мы поощряем сотрудников за счет средств МПС. Работайте, не нужно идти воровать.
- Известно, что вы четверть века проработали в Ленинграде. А с президентом вы лично знакомы? Доводилось общаться?
- Естественно - мы же в одном городе работали. Я Владимира Владимировича знаю с 1990 года, когда он был одним из руководителей города. Мы встречались и в бытность мою заместителем начальника Управления ГАИ Ленинграда, и потом, когда я стал руководителем. У нас никогда не было проблем, которые нельзя было бы решить. Было понимание, но и спрос был жестким. В 90-е годы, вспомните, целые разбойные отряды выходили на дорогу, грабили... Особенно дорога "Скандинавия", в сторону Финляндии. Ситуация складывалась сложная, но мы переломили ее.
- Сегодня много говорят о реформе МПС. Ваш главк принимает участие в этой работе?
- Безусловно. Со своей стороны особое внимание уделяем вопросам безопасности пассажиров и охраны грузов. Надо сказать, что сегодня мы находим нормальный контакт с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, министром транспорта Сергеем Франком. У нас налажено хорошее взаимодействие. Наши ведомства просто не могут существовать друг без друга. К примеру, на нашей коллегии постоянно присутствуют гражданские руководители самого высокого ведомства.
- Вопрос, волнующий многих: скоро лето, дачный сезон, а электрички по-прежнему остаются небезопасными - именно в них совершается значительное число преступлений. Как решается этот вопрос?
- У нас привыкли: раз вокзал - значит там все дозволено. Сегодня все по-другому. Совместно с МПС создали специальные планы работы, кое-где даже будет выставляться военизированная охрана. А пригородные электрички и раньше были на особом контроле. Конечно, пока у нас не хватает сил, чтобы сопровождать каждый состав. Но сегодня, к примеру, мы вывели своих людей из Чеченской Республики. Это большое подспорье: только в Московском регионе "прибавка" составила около ста человек. Да и некомплект наших сотрудников снизился. Сказать могу одно: безопасность, комфорт и удобство пассажирам мы обеспечим.