Больше чем на месяц продлен срок выдачи миграционных карт иностранным гражданам, проживающим на территории России, и уже планируется продлить его до конца мая. ОВИРы не справляются с потоком иностранцев, и это неудивительно: по некоторым оценкам, только в Москве находятся от одного до трех миллионов работающих иностранцев. При этом большая их часть нигде официально не зарегистрирована.
Московский аэропорт "Домодедово" - одно из тех мест, куда ежедневно прибывают сотни иностранцев. Рейсы из Душанбе, Бишкека и Ташкента традиционно вызывают повышенный интерес у пограничников и таможенников, а с недавних пор - и у сотрудников миграционной службы. Именно с этих направлений в Россию прибывает большинство гастарбайтеров.
По словам сотрудников миграционной службы "Домодедово", форма миграционных карт и процедура их выдачи мало отличаются от тех, что приняты во всем мире. "Теперь такую карту будут выдавать каждому иностранцу, - говорят представители ФМС. - Кроме данных о себе, нужно указать цель визита. Только работа предполагает пребывание в стране дольше трех месяцев, но для этого у иностранца должно быть "Направление трудового мигранта". Одну часть миграционной карты иностранец сдает на границе при въезде, а вторую сохраняет до конца пребывания в стране и сдает на границе при выезде".
Тем временем совершает посадку рейс из Душанбе. "Вот смотрите, сейчас начнется, - нам указывают в сторону пограничного контроля. - Вообще-то карты сдаются на границе, а к нам приходят только те, у кого возникли проблемы, на этом рейсе таких большинство". Вскоре возле стойки миграционной службы собираются примерно 30 таджиков - исключительно мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. "Посмотрите, типичный случай. Цель визита обозначена как "частная", а срок написан 1 год, при этом ввозимые средства всего 50 долларов. На вопрос, на что собираетесь жить, отвечает - работать приехал. Разумеется, никакого направления нет. И почти все тут такие".
Что же делать с теми, кто приехал работать без направления? "Здесь - ничего, - говорят представители миграционной службы. - Мы только заносим его данные в компьютер и сообщаем, что он должен получить у своего работодателя "Подтверждение трудового контракта" - это документ с фотографией, без которого по истечении 3 месяцев иностранец становится нелегалом".
А что говорят сами нарушители, как объясняют отсутствие необходимых документов? "А вы сами у них спросите", - советуют сотрудники ФМС. Обращаемся к мужчине лет 25, одетому явно не по погоде в тренировочный костюм и ветровку: "Как вас зовут?" - "Саид". - "Зачем приехали?" - "Работать стройка". - "А почему у вас нет направления?" - "Мне не знать, брат здесь работает, сказал - приезжать..." Другого таджика, немного постарше, зовут Искандар, его история отличается только тем, что информацию он получил не от родственника, а из какого-то объявления. "Вот видите, - продолжает сотрудница миграционной службы, - у всех одно и то же. Мы их, конечно, пропустим, а вот найдут ли они легальную работу с подтверждением, зарегистрируются или нет - это уже другой вопрос".
В целом при пересечении границы процедура получения карты уже налажена - пограничники быстро приспособились к новым формальностям. А у тех, кто уже находится на территории России, есть возможность получить миграционные карты в ОВИРах до 25 марта. Однако некоторые гастарбайтеры специально выезжают на родину, чтобы побыстрее обзавестись необходимым документом: ОВИРы с многодневными очередями - единственная, но далеко не лучшая альтернатива.
На сегодняшний день карточек действительно выдано очень мало, и сроки выдачи планируется продлить еще как минимум до мая. Министр труда и социального обеспечения Александр Починок заявил, что российские власти стараются таким образом заставить работодателей перечислять все необходимые налоги. Если обнаружится, что у работодателя трудятся иностранцы без миграционных карт, тому придется уплатить недоплаченные налоги, отчисления в Пенсионный фонд, штраф за неуплату налогов и т.д. Таким образом, по мнению министра, работодателю выгоднее зарегистрировать своих иностранных рабочих, иначе ему грозит банкротство.