В ближайшее время российские авиакомпании могут лишиться всех самолетов Ил-86, используемых как на внутренних, так и на международных авиалиниях. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) принял вчера решение приостановить действие сертификата одного из самых крупных российских авиалайнеров. Выход из строя самолета, перевозящего ежедневно 10 тыс. пассажиров, может серьезно осложнить работу ряда авиакомпаний.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "НГ" статс-секретарь МАК Олег Ермолов, "речь идет о временном прекращении эксплуатации Ил-86 вплоть до окончания всех исследований". Олег Ермолов пояснил, что причиной столь пристального внимания экспертов к данному типу самолетов послужила прошлогодняя катастрофа Ил-86. Напомним, что 28 июля 2002 года при взлете в аэропорту "Шереметьево" лайнер рухнул на полосу, едва оторвавшись от земли. На борту самолета находились 16 человек - четыре пилота, 10 бортпроводников и два авиационных инженера. Выжить удалось только двум стюардессам, которые находились в хвосте авиалайнера. Расследование этого происшествия длилось больше года и, по словам Олега Ермолова, "когда комиссия уже изучала результаты экспертиз и выводы экспертов, представитель Госавиаслужбы Минтранса сообщил, что у него есть особое мнение по заключению о результатах расследования". Как объяснил статс-секретарь МАК, это означает, что "для принятия окончательного решения потребуется провести ряд дополнительных исследований".
Олег Ермолов не пояснил, какие именно претензии к результатам экспертиз высказал представитель Госавиаслужбы. Но, судя по всему, они оказались достаточно серьезными для того, чтобы запретить полеты Ил-86, в то время как на протяжении всего расследования самолеты продолжали летать. Теперь же часть экспертов пришла к выводу, что Ил-86 не соответствует нормам летной годности. В связи с этим, по словам статс-секретаря, "комиссия МАК приняла решение приостановить действие сертификата типа на Ил-86 и уже направила письмо с данным решением первому заместителю министра транспорта России, руководителю Госавиаслужбы Александру Нерадько". Как долго продлится запрет, Олег Ермолов сказать затруднился, заявив, что "теперь все будет зависеть от экспертов ОКБ "Илюшин" и НИИ гражданской авиации, которые и будут проводить вышеупомянутые исследования".
В Госавиаслужбе РФ воздержались от комментариев по этому поводу, сославшись на то, что письмо поступило к ним только что и никакого решения еще не принято. Тем не менее неофициальные источники в Госавиаслужбе сообщили корреспонденту "НГ", что после получения такого решения МАК российские авиационные власти так или иначе вынуждены будут принять решение о приостановке эксплуатации всех самолетов Ил-86. Насколько известно, сегодня вечером Александр Нерадько проведет совещание на эту тему с представителями всех авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Ил-86.
На сегодняшний день российские авиакомпании эксплуатируют 41 (из 57 зарегистрированных в России) самолет Ил-86: ежедневно эти авиалайнеры перевозят более 10 тыс. пассажиров. До катастрофы в "Шереметьево" Ил-86 считался едва ли не самым надежным самолетом в России. Разумеется, запрет на полеты Ил-86 отрицательно скажется на работе крупных российских авиакомпаний, но не все пострадают от него в равной степени. Совсем не затронет запрет интересы "Трансаэро" и ГТК "Россия" - эти компании не имеют в своем парке Ил-86. Некоторые проблемы наверняка возникнут у "Аэрофлота", у которого под запрет попадут 14 самолетов из 111. А сложнее других, видимо, придется "Сибири" у которой Ил-86 составляют четверть авиапарка - 10 из 40 лайнеров.