Есть известный анекдот о том, как некоего человека с желтой кожей врачи лечили от желтухи. Больного пользовали долго и упорно, несмотря на сопротивление последнего. В конце концов пациент скончался. Вскрытие показало, что никакой желтухи не было, просто человек с желтой кожей был китайцем.
С точностью до наоборот эта история может быть применена к ситуации, складывающейся в России вокруг соглашений о разделе продукции. В данном случае экономику России стремятся сделать похожей на китайскую, вместо того чтобы серьезно лечить.
Депутаты Госдумы, коим предстоит в середине февраля рассмотреть во втором чтении главу Налогового кодекса, посвященную СРП, склонны рассматривать данный экономический режим как панацею от всех экономических бед, свалившихся на Россию. Наибольшую активность в поддержке СРП проявляет фракция "ЯБЛОКО", на сайте которой СРП посвящен специальный раздел. Депутаты от фракции Алексей Михайлов и Сергей Иваненко в качестве примера приводят Китайскую Народную Республику.
Действительно, уже много лет Китай активно развивает инвестиционные проекты, связанные с СРП. По данным информагентств, общие объемы инвестиций в китайскую экономику в рамках СРП в наступившем году превысят показатель в 300 млрд. долл. Инвестиции вывели индустрию Поднебесной на небывало высокий уровень. Темпы роста производства в Китае превышают все даже самые смелые прогнозы. Крупнейшие мировые корпорации активно борются за право осваивать китайский рынок. Пекин и Шанхай уже несколько лет входят в десятку самых дорогих городов мира. С начала экономических реформ в 1978 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раза, или на 9,6% в среднем в год. Он удваивался с рекордной скоростью каждые 7,5 лет. По прогнозам аналитиков, не позднее 2005 г. Китай обойдет Россию по показателю ВВП на душу населения. К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.
Казалось бы, чем не пример для подражания. И наши народные избранники, которыми зачастую руководят и корыстные интересы (скрывать это было бы излишним ханжеством), разыгрывают карту китайской экономики в деле борьбы за СРП с такой вольностью, как будто речь идет не об энергетической безопасности государства, а о назначении нового директора бани. Пример Китая действительно во многом достоин подражания. Но только подражать нужно, не бездарно копируя чужой опыт, в результате чего, как показывает практика, перенимается, как правило, все худшее. Если говорить об СРП, то они прижились и дали стимул для экономики Китая по нескольким причинам, которых в России просто не может возникнуть. Во-первых, в развитии экономики Китая были заинтересованы представители многочисленной китайской диаспоры в США. Именно они стали первыми инвесторами родного государства, первыми участниками СРП-проектов. Патриотизм китайцев в изгнании был настолько высок, что они вместо вывоза стали ввозить капиталы в страну. И именно благодаря этому многие из них вернулись на родину, где и продолжают успешно вести свой бизнес, но только не на условиях СРП, а на равных правах с остальными компаниями. Об отсутствии же где-либо за рубежом российской диаспоры, которая к тому же будет способна помочь России или хотя бы будет декларировать подобные намерения, с удивлением говорил еще президент Никсон. И идея СРП была привнесена в Россию не извне как временное средство для стабилизации экономики в период реформирования, а изнутри. Доморощенные экономисты, степень знакомства которых с мировой экономикой ограничивалась колониальным империализмом, просто решили, что если где-то есть позитивный опыт, то его можно использовать с поправкой на российскую действительность (все это напоминает копирование германской аграрной реформы накануне Октябрьской революции). Только вот суть поправки никто при реализации "Сахалина-1 и -2" уточнять не захотел. В результате отечественные СРП-проекты выглядят бледной пародией китайских. Проблема здесь отнюдь не в несовершенстве законодательства, в частности, налоговой системы, а в принципиальной невозможности использования СРП в России.
Здесь можно говорить о второй причине, по которой СРП для Китая были выгодны, а для нас просто опасны. Китайцы вовремя уловили момент, когда можно было запускать механизм СРП на своей территории, - и они сыграли положительную роль в раскручивании экономики. Теперь Китай не нуждается в СРП и уже сам заходит с СРП-проектами в другие государства, а на родине предпочитает работать в нормальном экономическом режиме, принятом в большинстве развитых стран. К сожалению, практический опыт наших экономистов в области мировой экономики не превышает десяти лет. Говоря об СРП, они скорее смотрят в прошлое с его приватизацией, банковским и валютным кризисом, но никак не умеют или не хотят смотреть в настоящее, когда в стране уже существуют богатые нефтегазовые компании, способные самостоятельно на условиях существующего законодательства разрабатывать недра. Что касается зарубежного капитала, то он может быть привлечен и на условиях существующего налогообложения. Взять хотя бы крупнейшую сделку по приобретению компанией "Бритиш Петролиум" 50% акций отечественной ТНК или заявление о намерении китайской SNPC участвовать в аукционе на право разрабатывать Талаканское месторождение. Китайцев не отпугнула даже явно завышенная стартовая цена.
Сейчас же СРП способны только затормозить начавшийся экономический рост. Еще один важнейший момент - неконкурентные преимущества, которые получат западные компании по сравнению с нашими, пробившиеся на месторождения на условиях льгот. Выйдя на рынки добычи нефти и газа на льготных условиях, западные компании довольно легко обойдут отечественные. Последним останется либо продать себя, либо требовать аналогичных льгот, что, собственно, уже и происходит. Такие отечественные гиганты, как "Газпром" и "Роснефть", уже заявили о намерении ускорить процесс заключения СРП по Приразломному месторождению. А "Роснефть" пошла и того дальше - замахнулась на право быть "оператором операторов", то есть стать представителем государства "для оказания содействия в обеспечении интересов Российской Федерации при подготовке и реализации соглашений о разделе продукции". Иными словами, получить приятное право от имени государства заключать все эти договора. При этом, понятное дело, эта тяжелая работа будет выполняться на основе отдельной сметы затрат, которую, естественно, "Роснефти" будет возмещать федеральный бюджет.
В отличие от Китая с его строгой партийной дисциплиной и известным отношением к взяточничеству у нас на режиме СРП пышным цветом разрастается интерес, основанный на собственном кармане. Все проекты, реализуемые в Китае в рамках СРП, осуществлялись под строгим контролем Коммунистической партии, что позволяло удерживать паритет отношений между зарубежными компаниями и государством. Условия разделения продукции предусматривали как прямые, так и косвенные инвестиции в развитие инфраструктуры государства. И немаловажная деталь - за взятки чиновнику любого уровня грозит смертная казнь, которую на всю страну будет транслировать китайское телевидение. Все это - жесткие составляющие результативности СРП в Китайской Республике. Что невозможно у нас. Разве что ввести в УК смертную казнь за взятки?