- Левон Самсонович, насколько увеличились шансы у членов вашей организации вернуть утраченное с задержанием отца-основателя "МММ" Сергея Мавроди?
- От его ареста нам, к сожалению, ни холодно, ни жарко.
- Но люди надеются, что с его задержанием будут найдены и арестованы его личные счета, принадлежащие ему имущество, капиталы, и все это даст возможность компенсировать потери вкладчиков...
- Из личного имущества у Сергея Мавроди остались телевизор "Рубин" и снегоход марки то ли "Сибирь", то ли "Урал" еще советского производства. Тем не менее этот человек украл частных инвестиций граждан России на общую сумму 70-80 миллиардов долларов, выдав инвесторам никем не признанные ценные бумаги своей компании. И нельзя сказать, что эти капиталы куда-то испарились. Активы "МММ" давно переведены на третьих или даже четвертых лиц. Они уже отмыты и крутятся в "Газпроме", "Норильском никеле", "Сургутнефтегазе" и других высокоприбыльных компаниях, во многих строительных структурах, на них скуплено множество жилых квартир, иной недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Многое, конечно, ушло за рубеж.
- Получается - ни шансов, ни надежд? Чтобы экспроприировать все это и вернуть украденное обманутым, пожалуй, потребуется революция.
- Ошибаетесь. Мы свои надежды связываем не с личностью арестованного Мавроди, не с революцией, а с законом, с тем, что Генпрокуратура, Следственный комитет при МВД России, судебные органы займут позицию, соответствующую нашей Конституции, законодательству, что они проявят волю и доведут дело "МММ" до логического конца.
Ранее такой воли государство не проявляло. В 1994 году было возбуждено 4 уголовных дела в отношении "МММ", после чего я добился судебных решений, согласно которым 1800 членов нашей организации признаны потерпевшими и имеющими право на возмещение нанесенного им ущерба с учетом инфляции. Это, пожалуй, наше главное обретение. Однако реализовать это право оказалось делом неимоверно трудным.
Приведу примеры. В 1997 году нам удалось добиться решения столичного ГУВД о выделении на компенсации понесенного ущерба вкладчиками "МММ" 658 тысяч рублей, что на то время соответствовало примерно 120 тысячам долларов. Это были деньги "МММ", арестованные ранее. Вся сумма была переведена на депозитный счет Хамовнического суда. Суд распорядился ею более чем странно. При наличии 610 исполнительных листов членов нашей организации компенсации получили 30 человек, которых мы вообще не знаем. Хотя по закону деньги следовало распределить пропорционально числу всех имеющихся исполнительных листов.
- Эта скандальная история, помнится, обошла все СМИ.
- Шума было много. Мы добились в Мосгорсуде отмены решения Хамовнического суда, возбуждалось уголовное дело в отношении судьи, но все кончилось ничем - наши вкладчики не получили ни копейки.
Второй вопиющий факт. В 1999 году, когда уголовное дело по "МММ" было передано Следственному комитету при МВД России, был наложен арест на имущество "МММ", общая стоимость которого составила около 40 миллионов долларов. Следствие передало эти средства на обеспечение вступивших в силу судебных решений о возмещении ущерба пострадавшим. Судебные исполнители должны были в пятидневный срок исполнить решения судов, но этого не было сделано и за семь месяцев. После чего Верховный суд РФ, рассмотрев жалобу лиц, управлявших упомянутым имуществом, в отсутствие других заинтересованных сторон снял арест с этого имущества на том основании, что Сергей Мавроди не был учредителем и руководителем организации, а являлся всего лишь владельцем 10 акций, хотя в материалах уголовного дела имелись все доказательства того, что все попавшее под арест имущество было приобретено на средства вкладчиков. Понятно, что здесь не обошлось без влияния высокопоставленных чиновников, у которых, как говорится, рыльце было в пуху "МММ".
- Для оказания помощи пострадавшим в ходе приватизации в России выделялись кредиты международными организациями, в том числе Всемирным банком. Досталось ли что-нибудь обманутым вкладчикам "МММ"?
- Указом президента Ельцина был образован общественно-государственный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров. Этот фонд получал сначала 2, а после - 0,5% от приватизации. Всемирный банк выделил фонду кредит в размере 31 миллиона долларов. Есть сведения, в частности, из Счетной палаты РФ, что эти средства полностью до расчетного счета фонда не дошли. Мы обращались туда с просьбами оказать помощь хотя бы инвалидам Великой Отечественной войны, но и им было отказано. Чиновники фонда обзывали их "халявщиками, решившими разбогатеть", рассказывали бедным старикам о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке. Как будто государство не призывало своих граждан активно участвовать в инвестировании средств в рыночную экономику. Разговор об этом фонде - это особая песня. При бюджете, который доходил до триллиона рублей (неденоминированных), он выплачивал компенсации инвалидам войны 1-й группы - таких-то в стране раз-два и обчелся, - не более тысячи рублей, независимо от размера понесенного ущерба.
- Как вы намерены выбираться из этой "судебно-правовой" колеи?
- Во-первых, на днях мы направим в Генпрокуратуру заявление о том, чтобы Сергею Мавроди предъявили дополнительное обвинение по ст. 210 УК РФ - как организатору преступного сообщества. Ведь обвиняя его в мошенничестве, следствие ставит организатора крупнейшей финансовой пирамиды на одну доску с рыночным наперсточником. Если наше заявление будет удовлетворено, следствие получит право и возможность рассматривать все 300 фирм и прочих структур "МММ" как соучастников преступного сообщества и соответственно беспрепятственно налагать аресты даже на личное имущество тех, кто участвовал в этом сообществе и незаконно обогащался. Ведь до сих пор скупщиков имущества на грязные деньги "МММ" признавали добросовестными приобретателями.
Во-вторых, мы изменили стратегию нашей борьбы. Мавроди теперь для нас - не главный ответчик. Ответственность за содеянное должно нести государство. В сентябре минувшего года мы от имени 500 членов нашей организации подали в Пресненский межмуниципальный суд жалобу на Минфин. Это ведомство в соответствии с законом являлось и является ответственным контрольным органом на рынке ценных бумаг, однако ничего не предприняло, чтобы оградить своих сограждан от мошенников типа Мавроди. Более того, Минфин сам нарушал установленные им же правила. 85-90% биржевых сделок совершалось именно на акциях "МММ", хотя они вообще не имели права даже на лотах стоять. Минфин, лицензируя биржи, делал вид, что это его не касается.
- Но в Пресненском суде вы получили отказ.
- Пресненский суд при рассмотрении жалобы допустил столько грубейших нарушений, что Мосгорсуд (в минувший четверг. - "НГ") отменил решение первой инстанции и потребовал пересмотра дела.
- Какая сумма возмещения ущерба фигурирует в вашем иске к Минфину?
- Общая сумма компенсационных требований членов нашей организации на 1999 год составляла 82 миллионов долларов, но она может достичь 500 миллионов.
- За счет чего может произойти такой резкий скачок?
- По нашему законодательству, если ущерб возмещается в рамках уголовного дела, то при расчете суммы применяется измененный сводный курс потребительских цен со дня хищения имущества до дня выплаты компенсации. На сегодняшний день по "МММ" коэффициент составляет 31-32 раза. Проще говоря, сумма ущерба 1994 года умножается на этот коэффициент. Если же мы предъявляем иск к органам государственной власти, по вине которых нанесен ущерб, то при расчете компенсации используется ставка рефинансирования Центробанка России. При этом коэффициент составляет 152 раза. И понятно, в какую сторону движется мысль госчиновника, анализирующего ситуацию.