Намерение московских властей вернуть такую меру воздействия на нерадивых водителей, как эвакуаторы, может повлечь за собой вал исков от автомобилистов. Правозащитники считают, что планируемое "перемещение" неправильно припаркованных и мешающих уборке улиц машин на расстояние не более 5 метров незаконно.
Передвигать машины московские власти решили в рамках мероприятий по улучшению ситуации на дорогах города. По словам начальника Управления транспорта и связи правительства Москвы Александра Беляева, дорожная ситуация в мегаполисе, где одновременно движется более 120 тысяч машин (20 тысяч - в пределах Садового кольца), уже близка к критической. А увеличение количества автомобилей на 10 тысяч в центре и на 20-30 тысяч по Москве в целом приведет к практически полной остановке движения.
Особенно обостряется ситуация зимой. В связи с этим Александр Беляев озвучил несколько путей решения проблемы, предложенных московскими властями. По их мнению, "увеличение площади дорожно-уличной сети, а также расширение и переоснащение уже имеющихся дорог" дают недолговременный результат. "Чем больше освобождается пространства, тем больше водителей туда стремится проехать. Если идти только этим путем, результата это не даст", - говорит Александр Беляев.
Выход из сложившейся ситуации правительство Москвы видит в изменении условий движения на отдельных улицах и введении экономических санкций. В центре Москвы менять условия движения уже начали. Так, планируется отменить встречное движение троллейбуса на ряде улиц (на Лубянке троллейбусный маршрут уже упразднили), а проблему "облегчения" центра города планируется решать и с помощью перехватывающих парковок.
Вообще же организация парковочного пространства по-прежнему остается проблемой для центра Москвы. И здесь столичные власти намерены идти по пути введения целого ряда запретов и ограничений. Но пока ограничить въезд в центр, а также увеличить плату и штрафы за стоянку мешает правовая база. "У нас нет законов, разрешающих вводить экономические рычаги, - говорит Александр Беляев, - хотя понятна объективная необходимость введения таких решений".
Но самым больным вопросом остается "реанимация" эвакуаторов, хотя вернуть их московские чиновники хотят в несколько иной форме. "Мы не собираемся эвакуировать автомобиль оттуда, где он мешает уборке улицы, - объяснил Беляев. - Разговор идет о перемещении на расстояние не более 5 метров, чтобы потом снова поставить на прежнее место. Причем перемещение без причинения вреда частной собственности, плата за перемещение машины взиматься не будет. Все делается в интересах организации дорожного движения и пропускной способности улиц".
Однако известный адвокат Леонид Ольшанский заявил в беседе с корреспондентом "НГ": "В Кодексе об административных правонарушениях такой меры, как "перемещение автомобиля", нет". А именно Кодекс об административных правонарушениях стоит на страже интересов владельца "перемещаемого" автомобиля. В частности, в примечании к статье 12.19 говорится, что применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств и применение иных принудительных мер запрещаются. Более того, статья 12.36 того же кодекса за эвакуацию транспортных средств налагает на граждан и должностных лиц административный штраф "с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения".