"ЯБЛОКО", СПС и еще несколько партий и общественных организаций правозащитного толка провели 1 февраля в Москве, Петербурге и некоторых других российских городах День действий против войны в Чечне. Митингующие призывали к скорейшему выводу федеральных войск, а пока этого не случилось - возражали против проведения в Чечне референдума.
Митинг в Москве чуть было не сорвался: еще до его начала представители милиции и столичной мэрии высказали организатору акции Льву Пономареву претензии на тот счет, что он собрал на шествие и митинг больше участников, чем было указано в заявке. Действительно, устроители прогнозировали приход 300 человек, но вокруг памятника Маяковскому, несмотря на морозную погоду, скопилось не менее полутысячи. В какой-то момент колонна шириной в пять-шесть человек протянулась фактически от одной площади до другой, хотя потом газующие за милицейским оцеплением автомобили и заставили людей уплотниться. Так или иначе, запрещать митинг власти не стали.
К протестующим против войны по ходу дела присоединились и прочие любители помитинговать - например, так называемое Социалистическое сопротивление - организация антиглобалистской ориентации. Последняя украсила мероприятие своими оригинальными, разноцветными знаменами, но лишила прочих протестантов удовольствия идти в одних рядах с Валерией Новодворской: ей не понравилось обилие красного цвета. Лозунги субботних антивоенных мероприятий разнообразием не отличались. Из общего стиля, впрочем, выбивались транспаранты Транснациональной радикальной партии, а также Социалистического сопротивления, которому принадлежал и самый радикальный слоган - "Наш враг - не в Чечне, наш враг - в Кремле". По ходу движения демонстранты скандировали более или менее дружно "Долой ФСБ" и "Нет войне, мир Чечне".
Ораторы говорили о том, что массовые "зачистки" продолжаются, мирные люди, как и раньше, гибнут, а потому количество боевиков не уменьшается. Как выразился один из выступавших, человек, переживший "зачистку", не может не пойти в боевики. Вторым главным мотивом митинга стали сетования на низкую активность граждан России, которые никак не хотят выходить на улицы с акциями протеста. По мнению всех выступавших, основная задача антивоенных общественных организаций состоит именно в том, чтобы наконец разбудить "молчаливое", но тем не менее весьма миролюбивое большинство. Многие ораторы упоминали последние данные ВЦИОМа, согласно которым уже 63 процента россиян выступают за мирные переговоры между Москвой и воюющей стороной, а за продолжение военных действий - только 31 процент россиян.
Данные ВЦИОМа в динамике за последние три с половиной года были даже напечатаны на оборотной стороне листовок-приглашений, которые раздавались в метро и на подходах к Триумфальной площади. Из них следует, что с октября 1999 года число сторонников мирного урегулирования, сначала небольшое, неуклонно росло, уже в апреле 2001-го превысив милитаристскую составляющую. Небольшие спады были только после 11 сентября 2001-го и событий на Дубровке в октябре 2002 года. Организаторы субботнего Дня действий против войны в Чечне обещали, что скоро количество пацифистов в опросных листах и на уличных митингах неминуемо совпадет. Правозащитники обещали приложить для того все усилия.