В Хабаровском крае при попытке вывоза с Большого Уссурийского острова тяжелого танка ИС-3 времен Великой Отечественной войны задержан 42-летний житель Армении. Как утверждают сотрудники УВД Хабаровского края, предприимчивый армянин нанял рабочих, которые разрезали остов танка автогеном, и решил по частям вывезти и продать армейский раритет на пункте приема металлолома. Но в тот самый момент, когда рабочие грузили часть брони, башни и траки, их задержали военные и милиционеры Хабаровского РОВД.
Водитель и рабочие утверждали, что даже не догадывались, что совершают преступление, а "хозяином" танка является гражданин Армении, водитель хабаровского завода ЖБИ-1. "Хозяина" танка задержали на следующий день. В настоящий момент он находится в одном из хабаровских СИЗО. По факту покушения на кражу возбуждено уголовное дело.
"Это уже давно не танк - это груда металлолома. Он не просто не может двигаться и стрелять. Его корпус уже изъеден коррозией, он в буквальном смысле слова рассыпается от прикосновения", - заявили "НГ" в пресс-службе Дальневосточного военного округа. По словам хабаровских военных, этот ИС-3 еще в 1970 году превращен в долговременную огневую точку (дот), а затем и сама огневая точка была списана.
На российско-китайской границе буквально зарыты в землю сотни ИС-3. Последний тяжелый танк Великой Отечественной (толщина лобовой брони - 250 мм), он был оснащен 122-милиметровой пушкой Д-25Т, пробивавшей сорокасантиметровую броню на расстоянии до 2 км. Во время обострения советско-китайских отношений в середине 70-х ИС-3, закопанные по башню и забетонированные, стали основой укрепрайонов на границе с КНР.
На острове Большой Уссурийский укрепрайон появился в 1976 году. Двадцать лет спустя боевое дежурство на дотах было отменено, а вскоре были расформированы и сами укрепрайоны. Военные сняли с танков вооружение, а корпуса оставили почти без охраны - на острове появлялись только "подвижные патрули". И гражданин Армении - далеко не первый, кому пришла в голову мысль "украсть" танк. 21 мая 2001 года хабаровские милиционеры пресекли попытку вывоза в Китай более 200 тонн фрагментов танков ИС-3. Ведь броня танков - это всегда высококачественная легированная сталь с добавлением титана, вольфрама, никеля, молибдена и т.п. В пресс-службе ДальВО корреспонденту "НГ" заявили: "Да, стоят корпуса! А куда их денешь? Немногие выражают желание купить у нас эти остовы официально".