Известное выражение "смерть одного человека - трагедия, смерть тысяч - статистика" как нельзя ярче иллюстрирует происходящее на российских автотрассах. Не проходит и дня, чтобы не сообщалось о тяжелой автокатастрофе, и это давно уже воспринимается как нечто почти нормальное. Между тем, если вдуматься, происходит страшное: согласно обнародованной на днях официальной статистике, в 2002 году на дорогах страны погибли более 33 тысяч человек. То есть в среднем - 90 человек в день. Это ежедневные людские потери, сопоставимые с "одноразовыми" трагедиями "Норд-Оста", "Курска", Ми-26 под Ханкалой. По сути, дорожно-транспортная ситуация в стране - одно сплошное бесконечное ДТП.
Происходящее особенно впечатляет на фоне данных ГИБДД за пять лет - с 1996 по 2000 год. Тогда в дорожно-транспортных происшествиях погибли 145 тысяч человек, в среднем ежегодно это 29 тысяч жертв. И вот год 2002: 33 тыс. 243 погибших - каждый десятый из пострадавших. Дорожные милиционеры бьют тревогу. "Аварийность на дорогах резко увеличилась, это нас беспокоит, - посетовал журналистам и.о. начальника Главного управления ГИБДД МВД РФ генерал-майор милиции Владимир Тимошин. - Принятыми мерами аварийность была несколько снижена во втором полугодии, но по-прежнему остается высокой". По словам Тимошина, количество ДТП возросло в минувшем году по сравнению с 2001-м на 12%, погибших - на 7,5%, раненых - на 15%.
Чем вызван столь стремительный рост смертности на российских дорогах? "В большинстве происшествий виновны водители, - считает Владимир Тимошин. - Причем 114 тысяч ДТП (из 184,3 тыс. за весь 2002 год. - "НГ") совершено водителями частного автотранспорта". В основном аварии и катастрофы происходят из-за разного рода нарушений правил дорожного движения. В этом ряду - и 22 тысячи ДТП (на 10% больше, чем в 2001 году), совершенных пьяными водителями. Обращает на себя внимание, что основная масса таких происшествий приходится на Алтай, Туву, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Ненецкий и Усть-Ордынский автономные округа - как раз те российские регионы, где пьянство, как известно, традиционный недуг. В этой же компании оказались Камчатская, Курганская и Костромская области: с пьянством за рулем здесь связано более четверти всех ДТП.
Вторая основная причина происшествий на автодорогах - их плохое состояние. В этом нет ничего нового - кроме того, из-за ям и колдобин на дорогах количество ДТП также растет. В 2002 году таких происшествий было 49 тысяч. Для сравнения: плохое состояние автомобилей - причина 3,5 тысячи происшествий.
Другая головная боль дорожных милиционеров - проблемы с применением нового Кодекса об административных правонарушениях, вступившего в силу 1 июля 2002 года. По словам Владимира Тимошина, суды, где согласно Кодексу слушаются дела об административных правонарушениях, работают крайне медленно: ими рассмотрено меньше четверти направленных сотрудниками ГИБДД материалов. К этому стоит добавить, что, как показывает практика, подавляющее большинство водителей предпочитают не судиться с гаишниками, а по возможности договариваться с ними на месте нарушения (негласные расценки известны всем автомобилистам). И если бы этого не происходило, суды не смогли бы вынести по материалам ГИБДД и сотой доли постановлений.
Вообще же в годовой отчет ГИБДД стоило бы добавить констатацию общего падения дорожных нравов. Водители ездят все более дерзко, полагаясь на "авось", а в случае чего - на алчность автоинспектора. Его такое положение дел вполне устраивает, а в результате - новые жертвы.