Судебная тяжба, которую ведут российские родственники погибших в авиакатастрофе Ту-154, который был сбит украинскими ПВО 4 октября 2001 года над Черным морем, приобрела новый поворот. Вчера Печерский районный суд Киева приступил к рассмотрению объединенного иска 13 потерпевших.
До сих пор истцы добивались от украинских властей выплат компенсаций поодиночке, и судебный процесс обещал затянуться на годы. Ответчики по всем искам одни и те же - правительство, Минобороны и Государственное казначейство Украины, доказательства вины одни и те же. Формальное установление одних и тех же фактов по каждому иску отнимало немало времени, что было невыгодно в первую очередь истцам. Теперь же есть надежда, что судебный процесс будет ускорен.
Иски объединили в основном вдовы и вдовцы членов экипажа. В частности, под общим документом стоят подписи вдов командира экипажа (Елены Горовой), бортинженера (Елены Ревтовой), инженеров (Татьяны Воронковой и Валентины Щербаковой) и бортпроводницы (Альбины Хомяковой). Возмещения материального и морального ущерба требует также мать погибшей бортпроводницы Елизавета Рапопорт. К уже перечисленным примкнули трое родственников погибших пассажиров. Сумма выставленных в объединенном иске требований составляет несколько миллионов гривен.
Судить о том, во сколько истцы оценивают постигшую их беду, можно по предыдущим индивидуальным искам, поданным в тот же Печерский райсуд. Скажем, вдова инженера Сергея Лебединского - Ольга требует компенсации в 2,2 млн. гривен за моральный ущерб и 95,3 тыс. гривен - за материальный (общая сумма соответствует 430 тыс. долларов). Украинские власти выражали готовность выплатить пострадавшим по 20 тыс. долл. за каждого погибшего россиянина. Родственники жертв авиакатастрофы не пошли на компромисс и решили добиваться выполнения своих требований в судебном порядке. Однако ни по одному индивидуальному иску судебное решение пока не было принято.
Практика объединения судебных исков довольно распространена, она не ущемляет интересов истцов. Несмотря на коллективность требований, они вправе выставлять индивидуальные претензии к ответчику в виде конкретных сумм денежных компенсаций, а суд обязан определить обоснованность этих персональных претензий.