Точка, поставленная следствием в деле о гибели атомной подводной лодки "Курск", в этом году может превратиться в многоточие. Этого добивается часть родственников погибших моряков-подводников, ставящая под сомнение выводы следствия. В минувшую субботу в Санкт-Петербурге они провели встречу, на которой приняли решение судиться с Главной военной прокуратурой (ГВП).
Напомним, что в конце декабря 2002 года группа родственников погибших подала в ГВП жалобу на прекращение уголовного дела, которое было возбуждено 23 августа 2000 года по ч. 3 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В июле 2002 года, после того как расследование причин катастрофы было завершено, было объявлено о прекращении уголовного дела "за отсутствием состава преступления".
Однако часть родственников погибших на "Курске" не разделяют официальные выводы следствия относительно невиновности должностных лиц, на которых возлагалась ответственность за подготовку АПЛ к плаванию, обеспечение безопасности в ходе учений, а также организацию спасательных работ. В частности, адвокат Борис Кузнецов, представляющий интересы 30 семей, считает, что после катастрофы часть подводников, оказавшихся в девятом отсеке, двое суток оставались живы и их можно было спасти. Он также считает, что имелись серьезные упущения как организационного, так и технического характера при подготовке субмарины к выходу в море. Однако виновные в ходе следствия не были установлены и соответственно не были привлечены к ответственности.
В ГВП жалобу родственников сочли необоснованной, о чем и заявил ее подателям старший следователь по особо важным делам ГВП Артур Егиев, специально прибывший из Москвы в Санкт-Петербург на уже упомянутую встречу. А в Москве позицию ГВП озвучил первый заместитель главного военного прокурора Анатолий Пономаренко. Он назвал выводы следствия "бесспорными", а доводы адвоката Бориса Кузнецова - безосновательными. "Высказываемые Кузнецовым предположения о том, что моряки жили еще в течение двух суток и могли быть спасены, а также то, что атомоход нельзя было допускать к учениям, - не более чем его рассуждения, не основанные на материалах дела", - заявил Пономаренко. По его словам, материалы следствия внимательно изучались специалистами ВМФ, оборонной промышленности, с ними ознакомились все пожелавшие родственники погибших, и "никто не высказал никаких сомнений в убедительности выводов следствия".
Адвокат Борис Кузнецов уже приступил к выполнению поручения группы родственников погибших, и, как только текст жалобы будет готов, документ будет передан в Московский окружной военный суд. Адвокат готовит также письмо российскому руководству, в котором просит "оградить следствие от политического влияния, чтобы перевести процесс в юридическое русло".