"Чеченцы уезжают из Москвы!" - в минувшие выходные этот стремительно распространившийся по столице слух заставил серьезно понервничать горожан, еще до конца не пришедших в себя после трагических событий в ДК на улице Мельникова. На фоне сообщений об обнаружении в Москве заминированных машин и подготовке спасателей к отражению газовой атаки информация о бегстве чеченцев выглядела как последнее подтверждение опасений милиции и ФСБ. Однако, как выяснилось, никто никуда бежать не собирается, а успехи контрразведки выглядят весьма сомнительно.
Все началось с появления в СМИ документа под названием "Указание ГУВД Москвы "О возможно готовящемся в г. Москве террористическом акте". Как следует из документа, 11 января вся столичная милиция переведена на специальный режим службы, имеющий целью предотвратить возможные теракты. Милиционерам предписано проверять "лиц чеченской и ингушской национальностей", получать "упреждающую информацию о лицах, вынашивающих планы по совершению терактов в Москве", "приблизить наряды и маршруты патрулирования к предприятиям, особо важным объектам жизнеобеспечения, массового досуга граждан". Поводом для таких мер стала информация о том, что чеченские сепаратисты готовят в российской столице новый теракт, который по своим последствиям "затмит все совершенные до сих пор террористические акты".
Если указанный документ существует на самом деле, причиной его появления могло стать заявление начальника УФСБ по Москве и Московской области Виктора Захарова о наличии "сведений о подготовке лично Басаевым нового масштабного теракта в Москве". Басаев фигурирует и в упомянутом указании столичного ГУВД. Он якобы предложил всем московским чеченцам продать квартиры, машины и уехать из России.
Едва милиция перешла на усиленный режим несения службы, как в четверг поступило сообщение, что в Москве на Звенингородском шоссе в двух автомобилях обезврежены взрывные устройства общей мощностью от 20 до 30 кг тротила. Но ни подтверждений этой информации, ни каких-либо подробностей не последовало. Более того, милиция, в которую якобы и поступил сигнал о бомбах на колесах, наотрез отказалась комментировать событие, адресуя любопытных в ФСБ. Тем не менее глава российского МЧС Сергей Шойгу заявил вчера, что силы министерства приведены в состояние повышенной готовности в связи с информацией об угрозах терактов в Москве: "Любая информация, мало-мальски имеющая отношение к безопасности таких мегаполисов, как Москва, больших городов и не только, воспринимается нами абсолютно серьезно, независимо от того, верим мы в нее или нет".
Вчера же интернет-издание "Лента.ru" распространило заявление анонимного представителя ФСБ о том, что чеченцы начали покидать Москву. Официальных подтверждений или опровержений этих слов нет, поэтому "НГ" попросила прокомментировать их представителей чеченской диаспоры.
Абдулла Хамзаев, адвокат: "Эта информация абсолютно не соответствует действительности. Я знаю, что московские чеченцы не собираются никуда уезжать. Никто из моих знакомых квартиры и машины не продавал. Может, кому-то просто понадобилось дешевое жилье?"
Абдул-Хаким Султыгов, спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чеченской Республике: "В Чечне идет контртеррористическая операция, в которой имеется и пропагандистская составляющая. Наши СМИ оказались не готовы к адекватному восприятию информации террористов. Их провокация сработала. Наши СМИ ошиблись. Московские чеченцы, конечно же, взвинчены, но никто никуда не уезжает. Попробуйте за два дня в Москве продать квартиру".
Асламбек Аслаханов, депутат Государственной Думы РФ, президент Ассоциации работников правоохранительных органов РФ: "Уезжают, конечно. Но только те, у кого, например, проблемы с регистрацией, или те, кто не может найти себе работу. А чтобы бежали - нет, такого нет. Кстати, я не раз предупреждал о возможных терактах: к примеру, после встречи с Бараевым, который говорил, что имеет в своем распоряжении тысячу шахидов..."