В понедельник в Московском гарнизонном суде начались слушания по делу, в котором фигурируют два офицера штаба Воздушно-десантных войск России - подполковник Сергей Сулима и майор Сергей Сухов. Как считает следствие, используя служебное положение, они брали мзду с кандидатов на прохождение службы в составе российского миротворческого контингента в Югославии. Желающих попасть туда среди десантников было хоть отбавляй: на родине военнослужащим платили гроши, а ежемесячная зарплата рядового миротворца превышала 1000 долл. Сулима и Сухов обещали "положительное решение вопроса" за определенную сумму. Сколько соискателей воспользовались услугой штабных "братьев по оружию", сказать трудно. По некоторым данным, в материалах следствия проходят как минимум пять эпизодов, по которым дельцы в погонах получили не менее 2 тыс. долл.
Суд должен дать ответ на вопрос, насколько глубоко "миротворческая" коррупция поразила руководство ВДВ. В частности, были ожидания, что судебное разбирательство прольет свет на тайну гибели заместителя командующего ВДВ по боевой подготовке генерал-майора Владимира Казанцева, назначенного в Москву с должности командующего миротворческим контингентом в Косово. Генерал погиб 12 декабря 2001 года при загадочных обстоятельствах. По официальной версии, он, оказавшись без ключей, решил пробраться в собственную квартиру через балкон соседей, но сорвался с 8-го этажа и разбился. Сообщалось также, что Казанцев штурмовал балкон, будучи изрядно выпивши.
Судя по некоторым заявлениям представителей военной прокуратуры, следствие не останавливалось на одной версии. Существовало предположение, что генерал сам был втянут в коррумпированную группу и погиб в результате внутренних разборок. И, напротив, было подозрение, что Казанцев стал поперек дороги "миротворческой мафии" и поплатился за это.
Однако скорее всего сенсационных разоблачений гибели Казанцева в ходе судебного процесса не будет. По словам одного из прокурорских работников, попросившего корреспондента "НГ" не называть его имени, бытовая версия полностью подтвердилась в ходе следствия. "Балконы расположены так, что перебраться с одного на другой для Казанцева, пребывавшего в прекрасной физической форме, даже в состоянии небольшого опьянения не составляло проблемы, - заметил наш собеседник. - Но он решил подстраховаться старой бельевой веревкой, которая и сыграла роковую роль".
Начисто отвергают версию участия Казанцева в коррупционных поборах и бывшие его сослуживцы по миротворческому контингенту. "Я не хочу из Владимира Александровича делать героя: у него было немало недостатков, - сказал корреспонденту "НГ" один из них, пожелавший остаться неназванным. - Но то, что служба была для него главнее всех благ, это подтвердит любой".
По словам собеседника "НГ", многих прибывших в Югославию манила не столько миротворческая миссия, сколько коммерческие горизонты. Но Сапог, как они именовали за глаза Казанцева, резко пресекал их устремления: "золотая жила", которая была фактически в его руках, его не интересовала. "Россия перечисляла на содержание контингента валюту, а командирам предоставлялось право заключать прямые договора c фирмами на поставки продовольствия и всего необходимого, - делится воспоминаниями бывший миротворец. - За одну сделку здесь можно было нажить целые состояния. Некоторые начпроды просто стонали, видя, как Казанцев лишает их возможности погреть руки". Оказавшись в Москве, генерал не перестал быть опасным для тех, кто успел приложиться к запретному источнику. Но доказательств того, что не роковая веревка, а чья-то злая воля стала причиной его гибели, у следствия нет.