Расследование причин катастрофы украинского Ан-140 в Иране будет завершено 1 марта. К этому сроку, по словам заместителя руководителя Межгосударственного авиационного комитета СНГ (МАК) Рудольфа Теймуразова, украинская государственная комиссия по расследованию причин авиакатастрофы Ан-140 должна закончить свою работу. Но уже из ее предварительных выводов понятно, что причиной трагедии скорее всего будет назван "человеческий фактор".
Предварительные выводы уже озвучены возглавляющим госкомиссию министром промышленной политики Украины Анатолием Мялицей. По его словам, комиссия построила траекторию полета Ан-140: "Из траектории следует, что после выхода в район начала маневров для захода на посадку произошло значительное отклонение самолета от установленной схемы захода, что и привело к столкновению с горой". Говорить о причинах этого отклонения до окончания расследования Анатолий Мялица отказался, заметив: "Расшифровка бортового самописца не показала отказа в работе ни самолета, ни его систем: они работали нормально".
К точно таким же выводам пришли и специалисты Межгосударственного авиационного комитета СНГ (МАК). А расследовать причины, по которым на борту самолета находились почти все руководители проекта и ведущие специалисты авиапредприятий, похоже, никто уже не будет. "На борту были все, кто получил билеты. Расследовать здесь в принципе нечего. И, кроме того, МАК этим не занимается. Мы призваны лишь объективно расследовать причины произошедшего", - заявил корреспонденту "НГ" Рудольф Теймуразов.
Поскольку версия неисправности самолета специалистами уже исключена, на первый план снова выходит пресловутый "человеческий фактор". По мнению председателя профсоюза Общероссийского профсоюза авиаработников (ОПАР) Бориса Кремнева, именно "человеческий фактор" в последние годы становится главным виновником большинства авиакатастроф в России и странах СНГ.
В беседе с корреспондентом "НГ" Борис Кремнев выделил две главные причины такого положения дел. Во-первых, в России практически не исследуются и не анализируются авиакатастрофы, виновником в которых стал человек. "Все люди, занимающиеся подобными расследованием, технари. И их задача - найти и устранить причины технических неполадок. Но ведь самолетом управляет человек, и здесь надо рассматривать огромное количество факторов, начиная от отношений "человек-машина" и заканчивая психологической совместимостью экипажа и психологическим состоянием самого пилота. На Западе по этому вопросу накоплен огромный опыт, а у нас этими проблемами никто не занимается".
Вторая причина, по мнению Бориса Кремнева, - плохое материальное и социальное обеспечение пилотов: "Не должна у пилотов голова болеть о жилье или зарплате. Я уже не говорю о нормальном питании, хотя оно для человека такой профессии просто необходимо. "Человеческий фактор" порой приводит к уникальным ситуациям: садится самолет, а экипаж не выпускает шасси. Начинают разбираться, и оказывается, что пилоты в это время разговаривали о том, что надо купить в той стране, куда они прилетели. Это, конечно, верх безответственности, и таких летчиков надо наказывать строжайшим образом, но мне кажется, что это отголоски все тех же материальных проблем".
Киев