-Сергей Анатольевич, по Европе в этом году прокатилась волна выступлений авиадиспетчеров. Российская акция протеста как-то связана с европейскими событиями?
- Это совпадение - просто случайность. Хотя, возможно, проблемы у нас одинаковые, поэтому мы совпали по времени.
- Сегодняшняя акция планировалась заранее или возникла спонтанно?
- Мы не готовились к этой акции заранее. В ноябре прошла первая спонтанная забастовка, выход из которой был обусловлен подписанием с Минтрансом определенного плана мероприятий, направленных на разрешение ситуации. Этот план не выполнен ни на один пункт. И мы вынуждены возобновить акцию протеста.
Хотя ситуация начала накаляться достаточно давно. И поводом к проведению подобной акции вполне могла стать невозможность за полтора года урегулировать ситуацию с руководством Госкорпорации по обеспечению воздушного движения (ГК ОВД). Потом еще полгода мы пытались решить эти вопросы через Госдуму, правительство и даже обращались к президенту. Два года мы бились в глухую стену. Потом мы выдвинули требования к Минтрансу - органу, занимающемуся распределением средств, которые наше предприятие зарабатывает. Получилось, что ГК ОВД ведет переговоры, но деньгами не управляет, а Минтранс переговоров не ведет, а деньгами распоряжается.
- Какие вы видите выходы из сложившийся ситуации? И если Минтранс предложит частично удовлетворить ваши требования, будете ли вы продолжать акцию?
- А мы ведь сейчас и предложили частичное удовлетворение требований. За кадром осталась еще масса неурегулированных вопросов. Правда, к повышению зарплаты мы добавили и дополнительные требования по увольнению чиновников ГК ОВД. И сейчас уже диспетчеры требуют обязательного исполнения этих требований. Пока они не будут выполнены, голодовка будет продолжаться. Я думаю, что идеальный вариант - как можно быстрее сесть за стол переговоров, удовлетворить требования по повышению зарплаты на 30% и решить вопрос по руководству аппарата ГК ОВД. Здравый смысл подсказывает, что еще 2-3 дня - и воздушное движение остановится на большей части территории России.
- А какая сейчас зарплата у диспетчеров?
- Если бы молодые приходили (а они не приходят), они могли бы рассчитывать на 4-5 тысяч рублей. Опытные диспетчеры 1-го класса, имеющие большой стаж, со знанием английского языка, например, в Тюмени получают 10-11 тысяч рублей. В эту сумму, кстати, входит 120% "северных" надбавок.
- Почему авиадиспетчеры требуют повышения зарплаты именно на 30%?
- Руководство ГК ОВД предложило повысить всем работникам зарплату на 15%. Исходя из того, что диспетчеры и инженеры-техники составляют меньше половины работников ГК ОВД и они непосредственно обеспечивают безопасность полетов, мы предложили повысить им зарплату на 30%. Эти 30% были встречным предложением, своего рода компромиссом.
- Почему формой акции протеста избрана именно голодовка?
- Учитывая, что Мосгорсуд признал забастовку незаконной, других способов и форм проведения акции протеста мы не видим. И, кроме того, голодовка отчетливо показала, что чиновники и руководство начинают задумываться, что работники могут быть сняты, а воздушное пространство в этом регионе - закрыто. А работа диспетчеров действительно останавливается. Например, в Сургуте на две недели закрыли воздушное пространство в связи с тем, что в Сургутском центре ОВД по состоянию здоровья диспетчеры были отстранены от работы. И сейчас людей продолжают снимать по медицинским показателям.
- И как поступает руководство центров ОВД в таких ситуациях?
- Руководство в таких случаях из ситуации выходит просто: закрывает воздушное пространство.
- А можно ли заменить бастующих сотрудников - например, на их коллег из других регионов или военных?
- Это практически невозможно. Даже если диспетчеров из других регионов попросят приехать, например, в Сибирь, даже если они согласятся, то им нужно проходить стажировку: в идеале месяца два, а как минимум - один месяц. Как пример - в Ханты-Мансийске три центра ОВД, если какой-то сотрудник, работающий на одном из них, захочет перейти на смежный, то он должен стажироваться три месяца. И все это время он находится под присмотром инструктора.
"Рейгановский" вариант 1981 года, когда всех уволят и возьмут военных, у нас тоже неосуществим. Во-первых, у нас не найдется в достаточном количестве военных, а во-вторых, военные диспетчеры наводят самолеты на воздушные цели, а гражданские - разводят суда. Да и увольнять никого не надо - диспетчеры уже сами увольняются. В Сургуте из 80 диспетчеров 50 написали заявления об увольнении. Кто там будет работать, я не знаю. Но воздушное движение там будет закрыто не на 2-3 месяца - возможно, его будут восстанавливать годами.