Министр по делам ГО и ЧС Северной Осетии Борис Дзгоев готов отдать распоряжение о прекращении поисковых работ в Кармадонском ущелье. Как только правительство республики примет соответствующее постановление (что ожидается в ближайшее время), профессиональные спасатели будут отозваны из ущелья. "Когда наши специалисты рискуют жизнью ради спасения людей - это понятно и справедливо, - сказал корреспонденту "НГ" глава министерства Борис Дзгоев. - Теперь же риск противоречит здравому рассудку".
Вопрос о прекращении поисковых работ встал еще полмесяца назад, когда специально созданная независимая экспертная комиссия пришла к заключению, что все надежды найти под ледниковыми завалами живых людей исчерпаны и дальнейшие рискованные поиски нецелесообразны. Основываясь на этом заключении, МЧС РФ предложило североосетинским спасателям прекратить поиски. Однако это предложение буквально в штыки встретили многочисленные родственники и близкие погибших и пропавших без вести в Кармадонском ущелье. Уход спасателей они расценили как предательство и требовали продолжения поисков, в которых и сами участвовали вместе со специалистами республиканского МЧС. Дабы не обострять отношения, решено было работы продолжить.
Особые надежды связывались с сооружением шурфа, который должен был открыть доступ в тоннель, где могли укрыться спасавшиеся от стихии люди. Ученые считают, что тоннель полностью затопило ледниковыми водами и об оставшихся в живых не может быть и речи, но их мнение общественность не принимала. Строители шурфа продвинулись на 45-метровую глубину, но никакого входа в тоннель не обнаружили. Уже сообщалось, что до него осталось буквально два-три метра и на их преодоление потребуется день-два, но проходило время, а прогноз не оправдывался. Между тем проходчики вошли в слой рыхлой грязе-ледяной массы, которая в любую минуту может разрушить крепление и затопить шурф вместе с работающими. "Это реальная опасность, и игнорировать ее просто преступно, - считает министр Борис Дзгоев. - Случись несчастье - кто-то должен нести за это ответственность".
Гордиев узел сложившихся отношений был разрублен руководством Южного регионального центра по делам ГО и ЧС, которое направило в прокуратуру Южной Осетии письмо с предложением прекратить работы. Эта, казалось бы, чисто формальная процедура на самом деле имеет глубокий юридический смысл. Она включает в цепочку ответственности за возможную гибель людей, в том числе и участвующих в поисках добровольцев, надзорные органы. Прокуратура на себя ответственность не взяла и поставила вопрос перед правительством республики. Никто не сомневается в том, что оно наложит запрет на поисковые работы.
Остается неясным, позволят ли местные жители спасателям спокойно уйти из ущелья. Угрозы типа "мы их самих здесь зароем" в адрес бойцов МЧС звучали каждый раз, когда возникал вопрос о прекращении работ. "Инцидентов не будет, мы сумеем найти общий язык", - считает министр.