Сколько в Москве поддельных денег, не знает сегодня никто. Несмотря на некоторое затишье со стороны фальшивомонетчиков, работы у столичных криминалистов не убавляется: ежедневно на исследование в ГУВД поступают сотни сомнительных купюр. Последняя партия - из города Вяземки Владимирской области, где оперативники задержали троих дельцов.
На злоумышленников вышли практически случайно: в начале ноября в милицию пришла пожилая женщина и с плохо скрываемым возмущением продемонстрировала пятисотрублевую купюру, которую ей вручили в одной из палаток на местном рынке. Подделка была налицо: даже на ощупь "деньги" отличались от настоящих. Вычислить злоумышленников оказалось несложно: милиционеры проследили, кто чаще других наведывается в палатку, и проверили подозрительных по спецкартотеке. Оказалось, что несколько лет назад один из гостей, житель подмосковного Наро-Фоминска уже подозревался в фальшивомонетничестве. Правда, тогда дело так и не дошло до суда.
"На этот раз все будет иначе", - утверждают сыщики, замечая, что к моменту задержания мужчина "подозревался в пятнадцати эпизодах". При обыске на квартире подозреваемого милиционеры нашли цветной принтер и системный блок, в котором находились программы с изображением купюр достоинством 500 и 1000 рублей. Также были изъяты 51 поддельная тысячерублевая купюра, пистолет ТТ, специальная бумага для изготовления поддельных денег, специальные ручка и карандаш, которые использовались для нанесения на купюры водяных знаков. Отыскали подмосковные милиционеры и подельников фальшивомонетчика, которыми оказались его наро-фоминский приятель и знакомая из Вяземок. В настоящее время все трое арестованы, им предъявлено обвинение по ст. 186 УК РФ, которая грозит сроком до 15 лет лишения свободы.
Задержание наро-фоминских фальшивомонетчиков, по признанию милиционеров, - нечастый случай. Чаще сотрудникам ГУВД приходится иметь дело не с самими злоумышленниками, а с их продуктом. Причем поддельные деньги могут довольно долго находиться в обороте, прежде чем попадут под микроскоп сотрудников экспертно-криминалистического управления. "Иногда подделка столь хороша, что сходу отличить ее от настоящей купюры не под силу даже профессионалу, который отлавливает фальшивки много лет", - говорят эксперты. По свидетельству специалистов, печально известные "иранские доллары" (ими иранцы расплачивались с поставщиками оружия во время войны с Ираком) можно отличить от оригинала только после кропотливого исследования под микроскопом. При этом, даже изучив каждый квадратный миллиметр купюры, эксперт чаще всего не мог дать однозначного заключения - фальшивая она или настоящая. "Проще было с чеченскими "президентами", - смеются эксперты. - Часто обходились даже без микроскопа".
"Чеченских" долларов в Москве нет уже несколько лет, а милиционеры говорят, что в последнее время чаще подделывают рубли. Причиной тому, по мнению специалистов, стала вовсе не относительная (по сравнению с долларами и евро) простота изготовления фальшивок. Фальшивомонетчики просто сменили ориентацию: если раньше основным местом сбыта подделок была Москва, то теперь - провинция, где зачастую не то что евро, но и доллара настоящего не видели. При этом специалисты оговорились, что в России первая подделка евро появилась за много сотен километров от столицы. Еврофальшивки отыскали в Карелии еще в декабре 2001 года, когда в странах Евросоюза эта купюра еще не поступила в обиход. Впоследствии оказалось, что кто-то из местных предпринимателей просто пошутил и изготовил сувениры. "Высококачественные поддельные евро появятся в обиходе не скоро, - считают столичные эксперты. - Нелегалам потребуется разработать сложнейшую систему подделок элементов защиты таких купюр. А их на евро больше, чем достаточно, - 15".
Впрочем, каких-то 10-15 лет назад так можно было сказать и о долларе. Но в начале 90-х годов, когда в страну огромным потоком хлынула диковинная копировальная техника, у многих возникло желание поэкспериментировать. Почему бы не "прокатать" купюру? Впрочем, сначала это не удавалось технически. Первые появившиеся в России копиры снабжались специальным анализатором, который безошибочно распознавал деньги любого государства. Скопировать, например, доллар можно было только с измененным как минимум в два раза масштабом. Если же злоумышленник пытался "отксерить" купюру в натуральном размере, на выходе действительно появлялась вожделенная банкнота, на которой вместо "президента" был изображен черный квадрат. Но спустя несколько лет копировальную технику почему-то перестали снабжать анализаторами.
Современные способы подделки бумажных денег, по словам экспертов-криминалистов, "высокотехнологичны и подразумевают использование дорогостоящего полиграфического оборудования". Но, судя по тому, что фальшивомонетчиков периодически задерживают, затраты на приобретение техники окупаются. Свидетельство тому - слова одного из столичных криминалистов, специализирующегося именно на деньгах: "Даже если бы нам сегодня прекратили приносить новые поддельные купюры, то работы хватило бы еще на несколько лет".