Очередной "побег протеста" совершили в минувший вторник 16 солдат и сержантов срочной службы 2-й мотострелковой Таманской дивизии. По словам самих беглецов, на это их толкнули действия командира роты.
В беседе с корреспондентом "НГ" представители Союза комитетов солдатских матерей России (КСМР) рассказали, что во вторник в офисе союза раздался звонок. Один из беглецов объяснил сотрудникам КСМР, что произошло, и попросил их помочь. Около 16.00 солдаты уже находились в комитете. По словам беглецов, вся рота состоит из 27 человек, 7 из которых по вине ротного находятся в госпитале. А решение о побеге солдаты приняли после того, как в понедельник их командир избил шестерых военнослужащих.
Сотрудники КСМР связались со штабом Московского военного округа (МВО). В офис союза прибыл начальник управления воспитательной работы округа генерал-майор Евгений Веселов. Беглецы изложили обстоятельства происшедшего в объяснительных, после чего их отвезли на сборный пункт для солдат-дезертиров Московской комендатуры.
В военной прокуратуре МВО корреспонденту "НГ" сообщили, что военный прокурор Алабинского гарнизона полковник Александр Прохоренко возбудил в отношении командира роты уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). До окончания следствия ротный отстранен от исполнения обязанностей. Кроме того, прокуратура начала проверку исполнения требований устава в частях Таманской дивизии.
Можно гадать, думали или нет таманские беглецы о последствиях своего демарша, но решение о побеге не было спонтанным. Всем сбежавшим оставалось служить около полугода, и вряд ли "деды" устроили бы скандал без действительно серьезных оснований. Кроме того, никто из них не взял с собой оружия, чтобы не отягощать вину, и они сразу же обратились в КСМР.
Таманские беглецы воспользовались уже хорошо отработанной схемой "защиты" солдат срочной службы от произвола командиров. Самый яркий пример этой защиты - события трехмесячной давности в Волгоградской области, где 54 солдата-срочника покинули учебный полигон Прудбой после того, как офицеры части жестоко избили четверых их сослуживцев (в итоге военная прокуратура возбудила против командиров уголовное дело). Подтверждают эти предположения и сотрудники КСМР, которые в беседе с корреспондентом "НГ" признались, что доказать факты рукоприкладства беглецу-одиночке почти невозможно, а вот массовая "самоволка протеста" почти всегда заканчивается уголовным преследованием виновников побега.
События в Таманской дивизии стали лишним подтверждением печальной статистики, приведенной министром обороны Сергеем Ивановым на совещании руководящего состава Минобороны. По его словам, за 10 месяцев текущего года в результате преступлений и происшествий в Вооруженных силах погиб 531 военнослужащий, а участившиеся случаи дезертирства объясняются помимо прочего "недостатками работы самих командиров".