Три вынужденные посадки произвели лайнеры Ту-154 российских авиакомпаний за первые дни декабря. Первого декабря отказал двигатель самолета, следовавшего по маршруту Новосибирск-Иркутск-Владивосток, - он был вынужден приземлиться в Иркутске. На следующий день пришлось, вырабатывая топливо, кружить над аэропортом "Пулково" рейсу, следовавшему из Петербурга в Екатеринбург, - при взлете у самолета не убралось шасси. В тот же день инцидент с Ту-154 произошел в Уфе. Причиной вынужденной посадки лайнера авиакомпании "Газпромавиа" (бортовой номер 85774), летевшего из Ямбурга в Краснодар, стали неполадки с двигателем.
На борту самолета, следовавшего рейсом ГЗП 9816, находились 136 пассажиров и 8 членов экипажа. При посадке никто из них не пострадал. Расследованием ЧП занимается комиссия, возглавляемая Анатолием Леонтьевым - руководителем инженерно-авиационной службы ГУП аэропорта "Уфа", в зоне ответственности которого произошел инцидент. По словам Анатолия Леонтьева, "уже проведена первоначальная работа по выяснению причин произошедшего - ситуация вполне штатная. Во время полета на высоте 10 тысяч метров пилоты заметили, что сработал так называемый "сигнализатор стружки" (разрушение металлических деталей двигателя, например, подшипника. - "НГ"). Экипаж действовал согласно инструкции: снизили обороты двигателя, но сигнализатор продолжал гореть. Тогда неисправный двигатель заглушили и приземлились на двух других".
Леонтьев утверждает, что случай с "газпромовским" бортом не является чем-то из ряда вон выходящим: в авиационных документах такие ситуации значатся как "усложненные условия полета". "Я хорошо знаю эту машину, - рассказал Анатолий Леонтьев. - Раньше она работала в аэропорту Уфы, а затем была передана "Газпрому". Это самолет с неизрасходованным летным ресурсом". Сегодня борт # 85774 отправится в пункт назначения на двух исправных двигателях. А ставший причиной нештатной ситуации мотор отправят на ремонтный завод в Рыбинск, где специалисты дадут окончательное заключение о причинах неполадки.
В Межгосударственном авиационном комитете (МАК) утверждают, что неприятности с российскими "Ту" не входят в разряд нештатных ситуаций. Специалисты МАК утверждают, что в этом году зарегистрировано 728 подобных случаев. "Во времена Союза таких инцидентов за год случалось много больше - 3-4 тысячи, - заявил корреспонденту "НГ" специалист МАК Владимир Кофман. - Но не забывайте, тогда и летали больше". Что касается странного совпадения (ЧП отчего-то происходят исключительно с самолетами отечественных производителей), то Владимир Кофман заметил: "Количество наших машин серьезно превышает число зарубежных. А старение парка - не только российская проблема. Поверьте, от износа еще никто не разбивался".
Проблемы с российскими самолетами, как их ни называй - аварийная или вынужденная посадка, - в первую очередь сказываются на пассажирах. Их совсем не беспокоит терминология специалистов касательно нештатных ситуаций. Между тем одной из главных причин происшествий в воздухе некоторые эксперты называют огромное количество мелких авиакомпаний, не способных должным образом поддерживать соответствующее техническое состояние авиапарка. Быть может, поэтому, как говорят в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА), в последнее время наметилась тенденция снижения общего количества компаний и ужесточения требований к региональным авиаперевозчикам.
Именно эти слова говорили в свое время и разработчики Воздушного кодекса России, которые поддерживали инициативу ГСГА по сокращению числа авиакомпаний. Впрочем, уже тогда они оговаривались: речь не идет о "коллективизации" и монополизации авиарынка. Но где гарантия, что идея сокращения числа авиаперевозчиков не скажется в дальнейшем на интересах пассажиров, которые будут вынуждены либо в несколько раз больше платить за билеты, либо вообще отказаться от полетов, либо рисковать, пользуясь услугами мелких компаний, основной статьей расхода у которых является отнюдь не контроль за техническим состоянием авиапарка.