Очередное пятно нефтепродуктов, вылившихся в море из затонувшего у берегов Испании танкера "Престиж", достигло в минувшее воскресенье берегов Галисии. Теперь жителям этой испанской провинции придется снова взяться за лопаты и ведра. В тот же день Испания впервые реализовала франко-испанское соглашение о совместных действиях против устаревших нефтеналивных судов и выдворила из своих территориальных вод танкер "Московский".
Огромное нефтяное пятно общей площадью в 50 кв. км можно увидеть невооруженным взглядом на горизонте в районе самой западной оконечности Испании - мыса Финистерре. На побережье Муксиа части этого нефтяного пятна вновь покрыли берега, которые незадолго до этого с большим трудом удалось очистить от первой порции нефти с "Престижа". По словам первого вице-премьера Испании Мариано Рахойя, находящегося на месте событий, основная масса разлитой нефти в данный момент находится в 19 милях от бухты Коррубедо и медленно движется к берегу. Сотни рыбачьих судов, несмотря на штормовую погоду, регулярно выходят в море, пытаясь самодельными сетями преградить путь нефти. Работающие на суше 1400 человек убрали в воскресенье более 2 тыс. тонн нефти, а в море суда-нефтесборники собрали за это же время еще 5,5 тыс. тонн. Как только шторм утихнет, к работе приступит французский батискаф "Наутиль". В резервуарах танкера, по подсчетам специалистов, находится около 60 тыс. т нефти, и французским исследователям предстоит установить, продолжается ли утечка нефтепродуктов.
В воскресенье корабль испанских ВМС вынудил танкер "Московский", идущий под мальтийским флагом в Гибралтар с грузом нефти, покинуть зону экономических интересов Испании. Это стало первым случаем применения принятого Францией и Испанией решения о совместных действиях против однокорпусных нефтеналивных судов, построенных более 15 лет назад. Многие аналитики, однако, расценили этот шаг как политический, направленный на то, чтобы успокоить общественность. На деле такое решение невыполнимо: 9 из 27 испанских танкеров не отвечают новым требованиям.
Крупнейшие катастрофы нефтеналивных танкеров за последние 35 лет
Название танкера |
Место крушения |
Утечка (тыс. т) |
Год |
Атлантик Эмпресс |
Тобаго |
287 |
1979 |
АБТ Самер |
Ангола |
260 |
1991 |
Кастило де Бельвер |
Южная Африка |
252 |
1983 |
Амоко Кадиз |
Франция |
223 |
1978 |
Авен |
Италия |
144 |
1991 |
Одиссей |
Канада |
132 |
1988 |
Тони Канион |
Великобритания |
119 |
1967 |
Уркиола |
Испания |
100 |
1976 |
Гавайан Патриот |
северная часть Тихого океана |
95 |
1977 |
Индепенданта |
Турция |
95 |
1979 |
Якоб Маерск |
Португалия |
88 |
1975 |
Браер |
Великобритания |
85 |
1993 |
Карк-5 |
Марокко |
80 |
1989 |
Престиж |
Испания |
77* |
2002 |
Эгеан Си |
Испания |
74 |
1992 |
Си Эмпрес |
Великобритания |
72 |
1996 |
Эксон Валдез |
США |
37 |
1989 |
*Утечка продолжается