В Подмосковье задержан рядовой внутренних войск Максим Карзаков, сбежавший 11 ноября с оружием из войсковой части # 7456, дислоцированной в столице. Как сообщил корреспонденту "НГ" начальник пресс-бюро внутренних войск МВД РФ Василий Панченков, беглеца обнаружили милиционеры в дачном домике близ деревни Федоровская Пушкинского района. При задержании солдат сопротивления не оказал. Сначала его доставили в часть, где он проходил службу, а на следующий день передали в Московскую городскую военную прокуратуру. Сейчас Максим Карзаков содержится в следственном изоляторе "Матросская Тишина".
Военные пока воздерживаются от комментариев относительно мотивов бегства. "Могу сказать одно - побег не связан с неуставными отношениями", - заявил вчера "НГ" представитель военной прокуратуры.
Версия о том, что солдат "сорвался" якобы после получения шокирующего письма от любимой девушки, тоже вряд ли подтвердится. Во-первых, Максим даже не попытался добраться до Чебоксар, где проживают его пассия и родители. Во-вторых, мать солдата Валентина Константиновна решительно отвергает эту версию. "Неправда это! - сказала она корреспонденту "НГ". - Я часто вижу подружку Максима, общаюсь с ней. Они по-прежнему остаются друзьями". Как вспоминает мать, в письмах Максима домой не было жалоб на то, что его в части обижают. Но о желании перевестись в другую часть он писал и еще сообщал родителям, что многих его сослуживцев направляют для дальнейшего прохождения службы в Чечню.
Не исключено, что Максима страшила перспектива оказаться в воюющей Чечне и он стремился перевестись в более "спокойную" часть. "От Чечни бегут многие, - подтвердила "НГ" представитель Комитета солдатских матерей Людмила Доронина. - Особенно во внутренних войсках этим отличается Софринская бригада". По ее словам, командиры не имеют права направлять в горячие точки, к примеру, солдат, которые являются единственным ребенком в семье. Но у Максима два старших брата Алексей и Александр уже отслужили срочную.
Солдат часто психологически травмирует сам процесс отбора кандидатов на отправку в Чечню. Некоторые недобросовестные командиры провоцируют так называемые конкурсы родителей. "Те, чьи папы и мамы смогли хорошо умаслить начальника, остаются служить в спокойном месте, - пояснила Людмила Доронина. - А сыновья несостоятельных едут в горячие точки. Кстати, родители Максима ни разу не навестили сына во время службы - по словам матери, не хватает денег.
Истинные причины 18-суточной "одиссеи" солдата установит Московский городской военный суд. Напомним, что в отношении беглеца возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 338 УК РФ - дезертирство с оружием. Статья предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 10 лет, но суд, видимо, учтет, что солдат хоть и ушел с оружием, но не применил его.