После того как в России решили изгнать с улиц беспризорников, милиционеры активно взялись дело. Однако результаты, мягко говоря, не впечатляют - в интернаты и семьи вернулись единицы беспризорников. Городской центр "Дети улиц" решил по-другому подойти к проблеме. С февраля на улицы и вокзалы начали выходить студенты московских институтов, перед которыми сотрудники центра поставили задачу - уговорить беспризорников вернуться к нормальной жизни.
В один из таких рейдов центра "Дети улиц" отправились и корреспонденты "НГ". Найти беспризорников около трех вокзалов оказалось непросто. Вначале решили пойти к трубе за Ярославским вокзалом, где иногда собираются дети. "Ну идите, тренируйтесь", - сказала сотрудница центра Галина трем ребятам - студентам Гуманитарного педагогического института, которые первый раз вышли в рейд. И они пошли к трубе, на которой спали какие-то люди.
В темноте очень сложно было определить, дети это или взрослые. Студенты долго приглядывались к ним, вполголоса переговариваясь между собой: "Да это вроде не дети", "Будить или не будить?", "У меня даже руки вспотели". В итоге решили не будить и отправились дальше. Но детей нигде не было. Начали спрашивать у бомжей, не видели ли они кого. Но те тоже никого не видели. "Да были тут двое. Они туда убежали", - махнул рукой один привокзальный житель в ту сторону, откуда только что пришли участники рейда.
"Я два месяца была на практике в центре, а теперь мне иногда звонят и просят еще прийти, - рассказывает Ольга, которая пришла поддержать студентов из своего института во время их первого рейда. - В принципе страшно бывает всегда, когда с этими детьми разговариваешь. Иногда с ними беседуешь, а один стоит с пакетом и прямо при тебе дышит клеем. Но с какой-то агрессивной реакцией я не сталкивалась. Практически всех детей удается разговорить, но уговорить их вернуться в нормальную жизнь можно, как правило, только на второй встрече".
После долгих блужданий вокруг Ленинградского и Ярославского вокзалов терпение у телегруппы, которую взяли в рейд, лопнуло, и они попросили одного из привокзальных жителей привести детей. Тот стал требовать за это плату. Когда о ней договорились, привокзальный житель удалился за детьми.
А студенты отправились к Казанскому вокзалу и прямо в переходе, ведущем к нему, наткнулись на двух ребят. "Ребята, можно с вами поговорить?" - спросили их, а получив согласие, отвели в сторонку и начали расспрашивать о жизни. Обоим оказалось по 15 лет, хотя один мальчик выглядел не больше чем на 12. "Я из интерната убежал, - сказал один из них, назвавшийся Валерой. - Там плохо. Старшие обижают. Может, можно туда обратно уйти, но уже неохота. Тут лучше. Клеем можно дышать, делать что хочешь. Если кто-то три месяца на вокзале пожил, уже не уйдет". Кормят их какие-то гуманитарные организации, они же возят ребят в баню. А одежду ребята покупают сами - на деньги, которые украли или получили в качестве подаяния. Когда заболеют, идут к инспектору, и их отправляют в больницу. Ночь напролет они гуляют, а спать уходят утром в метро или в подъезды.
На милицию ребята очень жаловались. "Они забирают нас и бьют. Деньги отбирают. Позавчера у меня отняли 400 рублей. Если кто-то "заминирует" вокзал, нас загребают. За какого-то одного всем достается", - сказал Валера.
"А вы знаете, что когда вам 18 лет исполнится, вам комнату должны дать? Свою, отдельную", - начали описывать преимущества нормальной жизни участники рейда. "У нас столько комнат!" - ответил им на это Саша. "А с девушками познакомитесь - где жить будете?" - "У них". Студенты спросили, чем интересуются ребята. Валера ответил, что только клеем. А когда его спросили, не нужно ли ему чего, сказал, чтобы привезли машину, а он будет учиться ее водить. Участники рейда тут же ухватились за это и начали говорить, что он может пойти в училище, где его научат водить машину, и что он может заработать на нее деньги, если устроится на работу. "Да куда меня возьмут, такого страшного? Я уже все свои мозги продышал..." - засомневался Валера. "Ну, если ты это понимаешь, значит, еще не все продышал", - ответили ему. Ребятам рассказали о приютах, где никого насильно не удерживают, и оставили телефон центра "Дети улиц".
А тем временем около телегруппы собралась огромная разновозрастная толпа кричащих и веселящихся привокзальных жителей. "Это закоренелые жители улиц, - сказала про них сотрудница центра Галина. - Их уже не вернешь обратно - в отличие от тех мальчиков. И вообще к большим группам детей, которые громко между собой разговаривают, лучше не подходить. Все равно не удастся поговорить".