Очередной громкий экологический скандал с участием российской контрразведки разразился на этот раз в Иркутской области. Как сообщили в субботу в местном Управлении ФСБ, с санкции областной прокуратуры 22 ноября возбуждено уголовное дело в отношении организации "Байкальская экологическая волна" (БЭВ). Экологов обвиняют в разглашении сведений, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 283 УК РФ). Защитники природы недоумевают: по словам руководителей организации, никаких секретных документов в их распоряжении не было.
Дело иркутских экологов касается, пожалуй, самой больной для контрразведчиков темы - радиационной безопасности. "Байкальская экологическая волна" имеет все шансы стать преемницей сомнительной славы Григория Пасько и Александра Никитина - с той лишь разницей, что пока не идет речи об интересе иностранных спецслужб к изысканиям экологов.
По словам сопредседателя "Байкальской экологической волны" Марины Рихвановой, уголовное дело связано с реализацией проекта по радиационной безопасности Иркутской области, о котором хорошо известно во властных структурах. Причем чиновники, имеющие отношение к проблемам экологической безопасности, были ознакомлены с результатами исследований еще в начале года. Однако, судя по всему, у сотрудников ФСБ имелись основания повнимательнее присмотреться к изысканиям экологов. Их, в частности, заинтересовала обнаруженная в ходе проведенного в пятницу обыска в офисе БЭВ карта содержания урана в воде в окрестностях Ангарского электролизного химического комбината. По словам экологов, эти материалы им были переданы геологами, бравшими пробы вокруг комбината. Но контрразведчики уверены, что эти данные являются секретными, поскольку относятся к сфере оборонной промышленности. По официальной информации УФСБ, всего в офисе были изъяты 15 компьютерных системных блоков с секретными данными и пять документов. Сейчас в УФСБ решают, кого конкретно из экологов, чиновников и руководителей предприятий следует привлечь к уголовной ответственности за разглашение гостайны.
Знаменательно, что очередное "экологическое" дело было возбуждено в тот же день, когда уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов представил журналистам подготовленный для Госдумы специальный доклад "Экология и нарушение прав человека". Как сказал Миронов, в соответствии с Конституцией каждый гражданин нашей страны имеет право жить в экологически безопасных условиях, а "экологическая ситуация в России близка к критической".
В докладе, в частности, говорится, что сейчас около 20 миллионов человек вынуждены жить в городах, где постоянно превышаются нормативы содержания вредных веществ в атмосферном воздухе. Каждый второй россиянин вынужден пить некачественную воду. Практически повсеместно реки и озера загрязняются промышленными отходами, канализационными сбросами, стоками животноводческих хозяйств и удобрениями. Тревогу у Олега Миронова вызывает и плохая радиационная обстановка во многих областях, что приводит к генетическим изменениям, росту детской смертности и преждевременному старению. В докладе говорится, что последствия радиационного загрязнения в России испытывают не менее 9 миллионов человек, а по данным независимых экспертов - около 20 миллионов. Особенно тяжелая ситуация в Брянской области, где радиоактивность некоторых продуктов в 5-6 раз превышает предельные нормы и где живут 65% российских детей, страдающих заболеванием щитовидной железы.
На фоне столь печальной картины особенно остро встает вопрос открытости экологической информации. Здесь-то и сталкиваются интересы защитников природы, производственников и спецслужб. Такое столкновение нередко обусловлено тем, что гостайна на поверку оказывается тайной узковедомственной. Относится ли это к истории с иркутскими экологами, скоро выяснится.