Занести данные по всем беспризорным детям в специальную базу решили московские власти. Представление этой базы состоялось в рамках семинара по профилактике безнадзорности, организованного четырьмя столичными департаментами. Теперь стало ясно, что проблема возвращения беспризорников в нормальную жизнь гораздо сложнее, чем представлялось год назад. Эти дети не хотят жить в социуме, и простым помещением их в интернат или возвращением в семью нельзя достичь желаемых результатов.
Поняв это, столичные чиновники распорядились заложить в базу данных возможность менять фотографии детей по мере их взросления и изменения внешности. Также можно будет менять все остальные данные: кличку ребенка, его приметы, перемены места жительства и социально психологические особенности: употребляет он спиртные напитки или токсические вещества.
Теперь общество увидело, что беспризорники зачастую - это не забитые дети, которые мечтают о школе и страдают оттого, что вынуждены добывать пропитание попрошайничеством. "Они грубят, хамят. Их желания примитивны, интересы ограниченны. Кажется, они ничего не хотят, кроме водки и девочек" - так охарактеризовала подростков, склонных к бродяжничеству, директор Московского центра психолого-медико-социального сопровождения Ольга Буланова.
Сейчас государственные и общественные организации Москвы пытаются найти методы работы, которые будут более эффективны, чем простые милицейские облавы. Ведь, как сказал на состоявшейся на прошлой неделе в Москве пресс-конференции представитель кризисного центра и приюта "Дорога к дому" Алексей Рудов, "система вытеснения беспризорников из города" себя не оправдала. По его словам, сейчас "часть детей в Питер откочевала, часть - в подмосковные города, часть - в свои дома, чтобы переждать жесткий период. А оставшиеся начали пополнять взрослые криминальные группировки". Алексей Рудов говорит, что теперь беспризорников гораздо сложнее выделить в толпе. Раньше они плохо одевались, потому что занимались попрошайничеством. Теперь же их за это гоняют, и они пользуются чистой одеждой - в ней гораздо проще воровать в толпе. А некоторые начали подрабатывать грузчиками или упаковщиками на рынках.
В семинаре приняли участие представители центра "Дети улицы", где в феврале появился отдел уличной и социальной работы, занимающийся возвращением беспризорников к нормальной жизни. Уличные социальные работники ходят по местам скопления бездомных детей, пытаются подружиться с ними и убедить их в том, что жить на улице плохо. Тех, кого удается убедить, направляют в больницы, приюты или интернаты: за сентябрь удалось познакомиться со 149 беспризорниками, из которых 17 согласились отправиться в больницы. Сведения о каждом ребенке, с которым они побеседовали (приметы беспризорника, его основные проблемы, любимые места тусовок, имена тех, кто для него является авторитетом, и пр.) уличные социальные работники заносят в анкету. И эти сведения тоже скорее всего пополнят создающуюся сейчас "беспризорную базу".