Пока Россия сооружает непреодолимые ветеринарные барьеры на границах, дабы не допустить проникновения из Европы губчатой энцефалопатии - она же коровье бешенство, болезнь уже перешагнула порог отечества. Как сообщает РИА "Новости", в селе Богатырка Уссурийского района Приморья забиты две коровы, зараженные бешенством. Краевой центр санэпиднадзора в срочном порядке начал вакцинацию скота не только в Богатырке, но и в окрестных поселках.
Прививки против губчатой энцефалопатии делаются не только животным, содержащимся в крупных хозяйствах, но и принадлежащим населению. Всего планируется вакцинировать 600 особей крупного рогатого скота. Однако нет никаких гарантий, что не придется подвергнуть массовому уничтожению скот на куда больших территориях, чем Богатырка и ее окрестности.
Не было сомнений, что Минсельхоз России уже бьет набат. Но на просьбу "НГ" прокомментировать ситуацию в министерстве сказали, что сделать это можно будет лишь после того, как один из заместителей руководителя департамента ветеринарии свяжется с Приморьем и "уточнит информацию".
Чуть позже, после консультаций с Приморьем, корреспонденту "НГ" заявили в Минсельхозе, что, пока нет окончательных результатов лабораторных исследований по случаю в Богатырке, говорить о заболеваниях коровьим бешенством рано. В свою очередь, корреспондент РИА "Новости" по Приморскому краю Олег Кульгин заявил "НГ": "Информация мною получена в краевом центре санэпиднадзора, и я не сомневаюсь в ее достоверности. Заболевшие бешенством коровы уничтожены еще на минувшей неделе".
Обнаружение очага заболевания коровьим бешенством - это ЧП отнюдь не местного масштаба. Местные ветслужбы в таких случаях обязаны в срочном порядке информировать Москву. И молчание Минсельхоза выглядит более чем странно. Если развитие событий пойдет по неблагоприятному сценарию, Россия может понести убытки большие, чем понесла от эпидемии Европа. В наших условиях вести борьбу со страшной болезнью будет гораздо сложнее. Крупный рогатый скот для немалой части россиян является главным кормильцем. И крестьяне будут всеми правдами и неправдами уклоняться от обследований скотины ветеринарами. А реакцией на сверхжесткие меры будут попытки забить скот до обследований и реализовать мясо в обход контроля.
К тому же и мировая наука пока не в силах дать эффективные средства борьбы с губчатой энцефалопатией. "Механизм развития болезни до сих пор остается загадкой, - сказал корреспонденту "НГ" вице-президент Российской академии сельхознаук Лев Эрнст. - И пока он не будет разгадан, борьба с ней будет вестись с переменным успехом". Две Нобелевских премии за исследования в данной области получили американские ученые Даниэль Гайдузек (1976 г.) и Стенли Прусинер (1997 г.), но и в ХХI веке болезнь остается ящиком Пандоры.