Вчера продолжались поиски вооруженного беглеца Максима Карзакова, призванного из Чебоксар и покинувшего в понедельник вечером свою часть в Москве. На момент подписания номера результата они не дали. Впечатление такое, что солдат с автоматом Калашникова (оружие, которое в карман не спрячешь), при полной форме воспользовался шапкой-невидимкой и буквально просочился через оцепление, в котором было более полутора тысяч человек. Прочесывание национального природного парка Лосиный остров почти не оставило надежд на то, что беглец все еще находится поблизости. Тем не менее, как сообщил "НГ" начальник пресс-службы Внутренних войск полковник Василий Панченков, поиски в районе расположения части продолжались. В частности, усиленные наряды патрулировали улицы Лосиноостровская и Ивантеевская, милиционеры прочесывали новостройки, опрашивали местных жителей.
В то же время были подняты на ноги и правоохранительные органы Чувашии. Однако, по оценкам некоторых участников операции, сделано это было с некоторым запозданием. "Ориентировку нам дали тринадцатого утром", - сказали корреспонденту "НГ" в республиканском МВД. Если предположить, что дезертир успел выскользнуть из Москвы до того, как в столице предприняли меры по его блокировке, уже во вторник он мог прибыть в Чувашию - от Москвы до Чебоксар 10-12 часов езды. В среду, как сообщил "НГ" руководитель пресс-службы чебоксарской горадминистрации Вячеслав Бахмистов, милиция начала проверять весь транспорт, идущий из Москвы, в том числе и коммерческие рейсы. Досматриваются и частные автомашины, "идет работа" с родственниками беглеца. В мерах по его поимке принимают участие также сотрудники ФСБ.
Хотя мотивы побега пока неизвестны, представители силовых структур рисуют образ бежавшего солдата-первогодка в темных тонах. К примеру, в СМИ уже запущена информация о том, что часть, которую покинул Максим Карзаков, - элитная, одна из лучших во Внутренних войсках МВД, что она находится под прямым контролем Главкомата и здесь просто исключены такие явления, как "дедовщина" и неуставные отношения. Представители Ленинского райвоенкомата, которым Карзаков был призван на военную службу, заявили, что юноша целый год уклонялся от призыва. Следовательно, и мотивы побега нужно искать в нежелании служить. Версию о том, что солдат, что называется, сорвался, получив шокирующее письмо от любимой девушки, в военкомате даже не сочли нужным прокомментировать.
Между тем, по тем сведениям, которые оказались в распоряжении "НГ", складывается несколько иной образ беглого солдата. У Максима Карзаева, по словам Василия Панченкова, нет взысканий по службе. Есть одно поощрение. Это может свидетельствовать о том, что Максим был послушным и исполнительным солдатом. Обладает явно не богатырским здоровьем - за полгода службы месяц провел в лазарете. Именно такие новички - тихие и послушные, с ослабленным здоровьем, - как правило, и становятся объектами унижения и издевательств, жертвами "дедовщины".
Что же касается утверждений, что таких позорных явлений не бывает в элитных, расположенных в Москве и максимально приближенных к верховному руководству частях, то, увы, подобной закономерности не наблюдается. Примером может служить бригада охраны Генштаба, которая принесла Комитету солдатских матерей проблем не меньше, чем какое-нибудь крупное объединение, дислоцированное в тьмутаракани. Время от времени бригаду сотрясают скандалы, связанные то с избиением солдат срочной службы, то с привлечением их к работам, мягко выражаясь, не имеющим отношения ни к Генштабу, ни к воинской службе. За последние годы из бригады бежали десятки военнослужащих. Правда, без оружия. Но это уже - дело случая.