В деле полковника Юрия Буданова, обвиняемого в убийстве чеченки Эльзы Кунгаевой, - новый поворот. Минздрав России отозвал из суда материалы последней психиатрической экспертизы, проведенной специалистами на базе Центра судебной и социальной психиатрии имени Сербского. В связи с этим уже заявлено, что назначенное на 19 ноября слушание по делу откладывается на неопределенный срок.
Напомним, что речь идет уже о четвертой по счету психолого-психиатрической экспертизе. Три предыдущие, проведенные в Ростове-на-Дону, где слушается дело, и в Москве, подвергались критике не только со стороны адвокатов семьи Кунгаевых, но и специалистов в области психиатрии. Особенно много претензий было предъявлено к заключению третьей экспертизы, которая проводилась специалистами Центра Сербского. Экспертная комиссия пришла к выводу, что Буданов убил Эльзу Кунгаеву в состоянии "сумеречного расстройства сознания", что фактически уводило его от ответственности за убийство. В то же время, по мнению независимых экспертов, не были исследованы многие обстоятельства, в том числе влияние алкоголя на состояние обвиняемого. Адвокаты выражали недоверие также руководителю института Татьяне Дмитриевой, подписью которой был заверен документ.
После долгих раздумий 3 июля суд постановил перепроверить результаты третьей экспертизы. В состав новой комиссии были включены независимые эксперты, предложенные адвокатами семьи Кунгаевых. По оценкам многих юристов, было сделано все или почти все, чтобы четвертый вердикт стал наиболее объективным, наиболее близким к истине. Предсказывалось также, что именно четвертое заключение станет основанием для приговора суда. И вдруг - документ отзывают.
Что стоит за вмешательством Минздрава? В пресс-службе министерства корреспонденту "НГ" посоветовали искать ответ в Центре имени Сербского либо в Московском НИИ психиатрии. Возражения насчет того, что не упомянутые медучреждения, а именно Минздрав отозвал документ, приняты не были. "Комментариев не будет", - сказала нам представитель Минздрава. Однако позднее в Интерфакс поступило официальное заявление министерства. В нем говорится, что "с целью точного соблюдения установленных УПК РФ процессуальных норм документы были отозваны для технического дооформления и возвращения в суд". Представители Минздрава также подчеркнули, что эти действия носят чисто технический характер и не касаются содержания материалов и выводов судебно-психиатрической экспертизы, хотя документ был направлен в суд непосредственно из Центра имени Сербского, минуя министерство.
"Ни один министр не имеет права вмешиваться в процесс отправления правосудия, - так оценивает происшедшее адвокат семьи Кунгаевых Абдулла Хамзаев. - А суд не имел права отдавать материалы повторной экспертизы - процессуальные нормы не содержат даже намека на подобные действия". По словам адвоката, даже экспертная комиссия не вправе вернуть свое заключение без разрешения суда, если же у нее есть что добавить, это должно оформляться дополнительным документом.
Абдулла Хамзаев пока не спешит строить версии относительно причин, которые заставили министра здравоохранения пойти на беспрецедентный шаг. "Судья полковник юстиции Виктор Костин в нарушение закона не ознакомил адвокатов Кунгаевых с содержанием повторной экспертизы, - заявил корреспонденту "НГ" Абдулла Хамзаев. - Если дано заключение, что Буданов здоров, то при отзыве этого документа, возможно, мы наблюдаем попытку увести его от наказания. Если же повторная экспертиза подтвердила выводы первой, то здесь мотивы отзыва могут быть другими". Если допустить, что руководством Минздрава двигало некое недоверие к результатам повторной экспертизы, желание более глубоко вникнуть в ее суть, то все материалы можно было получить в том же Центре имени Сербского. Но Минздраву почему-то понадобился именно оригинал заключения.
Может, Минздрав, засомневавшись в объективности повторной экспертизы, намерен организовать еще одну? "Такая инициатива не может исходить от ведомства, - говорит Абдулла Хамзаев. - Назначать экспертизы - исключительная прерогатива суда". А вмешательство Минздрава в судебное разбирательство, по мнению адвоката, не будет способствовать установлению истины, а лишь скомпрометирует российскую систему правосудия, которая, по словам Абдуллы Хамзаева, "позволяет органам власти влиять на исход судебных расследований".