Во время операции по освобождению заложников не применялись вещества, которые подпадают под действие международной конвенции о запрещении химического оружия. В состав газа входили производные фентанила - лекарственного средства, оказывающего быстрое анестезирующее действие. Об этом сообщил в среду вечером на пресс-конференции глава Минздрава Юрий Шевченко. Министр также официально заявил, что само средство, использовавшееся во время спецоперации по освобождению заложников "Норд-Оста", "не могло вызвать летальный исход". Однако оно применилось в отношении людей, состояние которых было ослаблено "на фоне гипоксии, обезвоживания и обездвиживания в течение почти 60 часов, голода и тяжелого психогенного стресса у заложников".
К летальному исходу у части заложников, по мнению Шевченко, привели тяжелые условия, в которых люди находились почти трое суток, - пленники не только голодали, но и находились в неподвижном состоянии и страдали от дефицита кислорода. Юрий Шевченко сообщил, что, несмотря на то что "операция носила срочный характер", специалистов (в том числе и его самого) предупредили о применении в ходе освобождения заложников спецсредств. "Для их нейтрализации были подготовлены и использованы более тысячи доз антидота", - сказал глава Минздрава. Тем самым министр опроверг обвинения в адрес медиков в том, что врачи не знали, как и от чего лечить освобожденных.
Однако точное название газа, примененного бойцами спецназа, пока скрывается. Версии о природе вещества, ставшего причиной гибели более ста заложников, выдвигают и иностранные специалисты. Министр здравоохранения, в частности, сообщил, что к выводу о том, что газ содержал производные фентанила, пришли и его "коллеги из Швейцарии и Германии". Следы фентанила в крови двух граждан Германии, находившихся в здании ДК в страшные дни теракта, были найдены немецкими врачами.
Между тем составом таинственного газа заинтересовалось правительство Китая. Руководство страны оценило действия российских властей в ситуации с захватом заложников как "образцовые". Лидер КНР Цзян Цзэминь, в частности, заявил: "Мы твердо поддерживаем акцию, проведенную правительством России для борьбы с чеченским терроризмом". В связи с этим руководство Китая не скрывает своего желания в случае необходимости применить это средство.