Даже по прошествии трех дней с того момента, как спецназ штурмом взял здание Театрального центра на Дубровке, остается крайне сложно добыть какую бы то ни было информацию о подробностях спецоперации. Постепенно всплывают лишь некоторые детали. Например, стало известно, что в качестве антидота вещества, распыленного бойцами спецназа, освобожденным заложникам вкалывался препарат налоксон. Однако относительно того, что за газ применили спецслужбы при освобождении здания, пока можно только строить предположения. Специалисты-химики не исключают, что в ДК распыляли один из инкапаситантов, а точнее - триметилфентанил. Этот препарат достаточно широко применяется в медицине для наркоза, и его воздействие на организм схоже с действием препаратов опиоидной группы. Что же касается налоксона, то этот медикамент был создан и традиционно используется для вывода пациентов из наркоза. Поэтому введение налоксона в качестве антидота в этой связи также говорит в пользу версии о распылении именно триметилфентанила.
По мнению врачей-наркологов, успешно применяющих налоксон для лечения наркомании (в частности, для снятия синдрома абстиненции), этот препарат сам по себе не приводит к летальному исходу. Заведующий лечебно-реабилитационным центром при киевской городской наркологической больнице Юрий Галич рассказал корреспонденту "НГ": "Налоксон вводится больным при передозировке опиоидных препаратов - героина и морфия, и он просто оживляет людей. Он противодействует наркотикам, так как воздействует на те же рецепторы. Что касается побочных эффектов, то они крайне редки, но возможны - это тошнота, повышение давления и нарушение сердечного ритма. Однако смертельный исход от налоксона очень маловероятен даже при его передозировке. По крайней мере в моей практике такого не было". По словам наркологов, для лечения наркоманов им подчас вводятся большие дозы этого препарата, и к смерти это не приводит. Поэтому врачи, использующие этот препарат, склоняются к тому, что отравление, и, как следствие, рвота, тахикардия и даже коматозное состояние, у освобожденных заложников вызвал отнюдь не налоксон, а использовавшийся газ. Юрий Галич также не исключил, что к смертельному исходу могло привести взаимодействие препарата, распыленного в воздухе, и антидота. Но, по его словам, об этом нельзя говорить с уверенностью, пока не станет доподлинно известно, какой именно препарат распылялся.
Триметилфентанил по своему воздействию напоминает действие опиатов и приводит человека в полубессознательное и полностью обездвиженное состояние уже после первого вдоха. При этом специалисты отмечают, что у этого вещества очень низкая летальная доза, его применению в стационаре предшествует серьезное обследование пациента. Действие триметилфентанила на больного или ослабленного человека сходно с передозировкой героина. Спасти человека в такой ситуации может только гипервентиляция легких, а для этого требуется аппарат искусственного дыхания. Промедление в такой ситуации действительно смерти подобно.
Сейчас медики не скрывают, что большинство жертв штурма "Норд-Оста" погибли из-за отсутствия своевременной медицинской помощи при отравлении газом. А главный врач Москвы Андрей Сельцовский не исключает, что в ближайшее время число погибших может значительно вырасти. По его словам, "в чистом виде от применения таких спецсредств не погибают". Однако гиподинамия у заложников, отсутствие воды и пищи, психогенный шок и общая стрессовая ситуация стали губительными факторами, в особенности для людей с хроническими заболеваниями.
До вчерашнего дня в реанимационных отделениях больниц оставались 45 экс-заложников, которым аппаратно поддерживают функции организма. Для остальных освобожденных, по словам врачей, каких-то специальных медицинских процедур не требуется - "сейчас для них лучшее лекарство - это сон".